Неделя 15-я по Пятидесятнице. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 2025 г
Тексты на Литургии:
Послание апостола Павла к Филиппийцам (Флп.2:5-11)
Евангелие от Луки (Лк.10:38-42, 11:27-28)
Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Перевод: Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Перевод: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»
Величание Рождеству Пресвятой Богородицы
Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.
Проповедь дня
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
Ныне светло празднует тварь, принимая новое небо – Деву. Родилась на земле Дева – одушевленный чертог Царя небесного. Произошла на свет Отроковица, сияющая светлее солнечных лучей. Из безплодной возсиял Младенец – священнейший храм девства. Кто не поспешит на праздник? Кто не принесет праздничных даров, приятных Деве? Самый лучший дар у тех, которые ведут девственную жизнь, есть непорочность, у супругов – воздержание, у богатых – щедрость, у бедных – благодарность, у начальников – кротость, у царей – правосудие, у священников – преподобие, у всех справедливость во всем. А когда принесены такие дары и с ними соединено празднование; то приидите – взыграем от радости, воспоем благодарственные песни, вместе с Давидом, «возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему» (Псал. 94, 1). Творцу всего устроен храм для принятия Его; Создателю-Слову приготовлен гостеприимный дом; ддя Солнца правды распростерто светлое облако; одевающему небо облаками сделана основа Боготканной одежды; соединяющему с временами времена и лета показан брачный чертог. Ликуйте, девы, ибо ныне день рождения Девы. Взыграйте, матери, ибо Дева есть плод матери. Безплодные жены будьте благодушны, взирая на Ту, которая прежде была безплодною, а потом родила божественного Младенца. И отроковицы да не оставляют ликования, празднуя рождение Той, которая одна есть венец и царица отроковиц. «Вострубите трубою на холмех, возгласите на высоких, проповедите во Иерусалиме», как заповедуется нам чрез Осию (Ос.5:8). Да возрадуется Давид-Богоотец; да возвеселится Исаия – главный между пророками; первый, потому что из чресл его, сообразно с клятвенным обещанием, происходит Царица, от которой плод его Бог обещал посадить на престоле его (Псал. 131, 11); последний – потому что исполнилось пророчество его: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет» (Ис. 11, 1). Дева есть жезл, из которого происшел вечный цвет – неискусобрачный Христос. Но для чего я определяю тому или другому радоваться, а не выражаю радости кратким словом? «Да возрадуется небо свыше, и облацы да кропят правду: да прозябнет земля, и да прорастит милость, и правда да прозябнет вкупе» (Ис.45:8). Почему же? Потому что скиния явилась Богу Иакова; потому что святое место показано всесвятому Слову. Да восклицает Иаков – славнейший из патриархов: «яко страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная» (Быт.28:17). О неизреченные события! О чудные дела! Что значит эта новая весть? Что значит эта удивительная и неизреченная притча? Если «небо небесе не довлеют Ти» (3Цар. 8:27), как говорит Писание: то какое земное жилище будет достаточно для Бога? «Еда небо и землю не Аз наполняю, рече Господь» (Иер. 23, 24). И где найдется место, могущее объять столь великое Существо, превышающее всякое понятие о вместимости, так как безконечное не заключается в количестве? «Небо престол Мой – говорит Господь – земля же подножие ног Моих» (Ис. 66, 1). Какой же дом может быть построен для вопрошающего (Бога)? Или какое бы место найдено было для покоя Его? Но оно найдено и явилось. Как же, или каким образом? В этом и состоит вопрос. Не много пожди, возлюбленный, и получишь желаемое разрешение.
Когда Бог, по беспредельной благости Своей, восхотел привести человека из небытия в бытие, то прежде небо распростерто, земля утверждена, море заключено в своих пределах и все, что нужно было для наполнения земли и моря, приведено в совершенный порядок. Потом человек, как царь, помещается в раю, для упражнения в добродетели. И если бы он не преступил заповеди, то не был бы изгнан из места удобного к продолжению жизни. Не имея нужды в одежде, он, если не воспротивился бы Божиим намерениям, не нисшел в состояние, подверженное весьма многим несовершенствам, так что вместо единого Бога он почитал многих богов. Итак, когда все люди – скажу кратко – подверглись тлению, тогда милосердый Бог, не желая, чтобы уничтожилось создание рук Его, творит другое новое небо, землю и море, в которых Невместимый благоволил вместиться для возсоздания рода человеческого. Это – блаженная и преславная Дева. О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит солнце правды. Она есть земля, потому что из неоскверненных чресл нетления произращает клас жизни. Она есть море, потому что из недр Своих износит духовную жемчужину. Итак, уже явилось новое творение Непостижимого; приготовлен царский чертог Всецаря; устроено разумное жилище Невместимого. Как величествен этот мир! Как достойно удивления творение, украшенное произрастениями добродетелей, благоухающее цветами чистоты, сияющее лучами созерцаний, имеющее в изобилии все другие блага; кратко сказать – достойное того, чтобы Бог обитал между человеками. Правда, и первый мир весьма удивителен. «Егда сотворены быша звезды – говорит Господь – восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов. 38, 7), – и воспели. Но ничто столько не Богоприлично, как блаженная и пречудная Дева. Для удостоверения в истине этого, послушай, что говорит многострадальный Иов: небо не чисто, и звезды не безпорочны пред Богом. Но что чище Девы? Что непорочнее Ея? Ее столько возлюбил Бог, высочайший и чистейший свет, что чрез нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею и родился от Нея совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств. О чудо! Человеколюбивейший не устыдился Свою рабу сделать Своею Матерью. О снисхождение! Преблагий не отрекся родиться от Своего творения, возлюбив Ту, которая прекраснее всякой твари, избрав Ту, которая достоинством Своим превосходит небесные силы. О Ней-то пречудный Захария говорит: «красуйся и веселися, дщи Сионя, зане се Аз гряду, и вселюся посреде тебе, глаголет Господь» (Зах.2:10). О Ней же – как я думаю – и блаженнейший Иоиль восклицает так: «дерзай, земле, радуйся и веселися, яко возвеличи Господь, еже сотворити тебе» (Иоил.2:21). Она есть земля, на которой священнейший Моисей получил повеление скинуть обувь закона (Исх. 3, 5), бывшего сению заменившей его благодати. Она есть земля, на которой Духом основан по плоти Тот, кто основывает «землю на тверди ея» (Псал. 103, 5). Она есть земля, не принявшая семени и питающая своими плодами Того, кто дает пищу всем. Она есть земля, на которой терние греха не взошло; напротив чрез растение, происшедшее от нея, совершенно исторгнуто. Она есть земля не та, которая прежде проклята была, и которой плоды наполнены тернием и волчцами, но та, на которой благословение Господне, и которой «плод чрева благословен», как говорит Священное Писание (Лук. 1, 42).
Теперь посмотрим, откуда прямо произошла всегда живая отрасль девства: кто Ея отец и кто матерь. Это – Иоаким и Анна, славная и всечестная чета Слова, – союз, который священнее всех супружеств; потому что если ветвь превосходит все, то ужели корень не будет весьма подобным ей? Впрочем растение, имеющее хорошие корни, столь величественное и прекрасное, было безплодно. Чистейший источник, – но не изливавший потока: бедствие тяжкое, обстоятельства прискорбные и горестные. Что же? «Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их» (Псал. 33, 18). Так издалека Давид по вдохновению изобразил сие. «Воззваша, – говорит, – праведнии». Мне кажется, что эта чета представляла собою лице всего человечества. А потому они видели человечество чуждым Богопознания, видели мир вдовствующим по причине неверия, так как – по словал Псалмопевца – «вси уклонишася, вкупе неключими быша» (Псал. 13, 3). Горестное разстройство, печальное безплодие! «Воззваша праведнии», т. е. в собственном саду. Почему? Потому что из сада происшел печальный грех, и там Бог всех сказал праматери: «умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада; и к мужу твоему обращение твое» (Быт. 3, 16). О чем же они взывали? О плоде чрева, т. е. просили о плодоносии Богопознания и, вероятно, так молились: «Адонаи, Господи Боже Саваоф! Ты знаешь поношение безчадия, знаешь скорбь безплодия. Если Ты милостиво призришь на смирение рабов Твоих и дашь рабам Твоим дитя, то мы принесем его в дар Тебе». Господь, скорый на милости и медленный на гнев, услышал их, даровав им нареченную Мариею, столь славную и великую цену для искупления Евы: Дщерь сделалась врачевством матери. Вот новое, брение божественного возсоздания, всесвятый начаток рода нашего, корень возвещенной Богом отрасли, веселие прародителя! О благодеяние! о щедродательность! Не правда ли, что самое солнце сияет ныне лучезарнее, как бы чувствуя великую радость? Вся тварь как бы превозносится, в надежде освобождения от тления, при рождении Той, которая безсеменно зачнет Освободителя мира. Посмотри и на последующее. Внимательно слушай, возлюбленный, и не ленись изследовать. «Мельзи млеко, – говорит Писание, – и будет масло» (Прит. 30, 33). Благоприятно место молитвы праведных (Иоакима и Анны). Помолившись в саду, они родили сад гораздо блаженнейший перваго. Там змий шептавший легко обольстил Еву; здесь Гавриил Архангел, возвестивший Марии радостное событие, хотя смутил ее, но не обольстил. Там послушание, оказанное змию, приобрело горестную смерть; здесь, напротив, слова Ангела принесли людям жизнь всегда радостную. Там – горестное определение для раждающей после непослушания; здесь – нашествие Святого Духа, радостное для Той, которая, по словам пророческим, избежала тяжких болезней (рождения). Какое изменение дел! Какая новость событий! «Древняя мимоидоша» и – должно сказать – «се быша вся нова» (2Кор. 5, 17). Настоящее светлое торжество, по точнейшему изследованию его, служит началом домостроительства и пришествия Божия к человекам.
Ты имеешь, возлюбленный, разрешение вопроса. Ты получил обещанный долг. Скажи же и ты с Исаиею слова Исаии: «Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворил еси чудная дела, совет древний истинный» (Ис. 25, 1). Скоро ты увидишь Блаженную входящею во Святая святых. так как Она уже посвящена всесвятейшему Богу, – потом во чреве зачинающею Невместимого. О чудо! в малом теле обитает Содержащий горстию все. Как же ты, противник Христов, называешь Его неизобразимым (я уклоняюсь немного от предмета)? «Потому что хотя Он – говоришь – и подобен нам, но выше нас». Но что из того? Различие и несходство, не по человеческому виду, но по Божественной природе. Так, например, по человечеству Он питался молоком матерних сосцев, но по Божеству доставлял жизнь Матери. Подобно нам, говорил членораздельным голосом, но, будучи выше нас, божественною властию повелевал – и творились чудеса. Подобно нам ходил по земле, но, будучи выше нас, шествовал и по морю. Распинался плотию на кресте, подобно нам; но, будучи выше нас, крестом изгнал враждебные силы. Одно принадлежит ограниченной природе, так как она подобна нам; а другое – неограниченной, которая выше нас. Ни одна из двух природ, при существенном соединении, не уничтожила естественных свойств другой, но каждая из них осталась в своих пределах. А ты, опасаясь описывать или изображать (ибо это одно и тоже), и смешиваешь естества с акефалитами, и отвергаешь домостроительство с манихеями. Меньше было бы твое безумие (я скажу истину), если бы ты держался учения иудеев, нежели когда ты, называясь христианином, возстаешь против Христа: тот, не принимая воплощения Бога, не изображает Его и поступает согласно с самим собою; а когда ты, принимая воплощение, не изображаешь, то поступаешь непоследовательно с самим собою и делаешься смешным для самого иудея (я не говорю уже о безчестии). Но довольно говорить к сим людям; мы собрались не для определения догматов, а для празднования. Сделав краткое приветствие Деве, и преимущественно теми наименованиями, которые даны Ей в Священном Писании, мы окончим смиренное слово.
Радуйся, Мария, или лучше Μυρία (безпредельная), по безпредельному величию славы. Хотя-бы кто приписал Тебе безчисленное множество похвал, однако не восхвалил бы Тебя достойно. Радуйся госпожа, как Матерь, получившая господство Господа всего. Кто скажет, что все служит Тебе – не уклонится от истины. Радуйся смирна морская, в соляном потоке жизни носящая плоть, мертвую для греха; из Тебя происходит Тот, кто есть сладость и весь желание и кто говорит в Песнях: «объимах смирну со ароматами» Твоими (Песн. 5, 1). Радуйся купина, чудесно объятая огнем, неприступная для греха (так как и купина, явившаяся Моисею, была неприкосновенна), и божественным рождением Своим сделавшая небо приступным для земнородных. Радуйся ковчег, Богоустроенное жилище, управительница новосозданного мира, от которой происходит Христос – новый Ной, наполняющий высший мир нетлением. Радуйся жезл, Богонасажденное растение, одна из всех дев чадородная, безсеменно прозябшая цвет – Бога всех и Священноначальника. Радуйся стамна, златый сосуд, отделенный от всякаго сосуда; из Тебя весь мир получает манну – хлеб жизни, испеченный огнем Божества. Радуйся скиния, небо Божества, превосходящее устройство видимого неба; чрез Тебя Бог самолично беседовал с человеками, и пришло в мир вечное очищение. Радуйся кадильница, златый сосуд; Ты носишь в себе божественный угль и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление. Радуйся трапеза, Богом предложенное смешение, исполненное всеми благами добродетелей причащение для Того, кто говорит в Песнях: Ты – «чаша источена, не лишаемая мста» (Песн.7:3). Радуйся храм, чисто устроенный дом Господень, о котором Давид говорит: «свят храм Твой, дивен в правде» (Псал.64:5–6), из которого Христос, устроив Себе храм, т. е. тело, соделал смертных храмами живого Бога. Радуйся освящение, Богом излитый источник, исполненный всякой святости, из которого происшел Святый святых, очищающий мир от скверны. Радуйся место Господне, Богом пройденная земля, вместившая в воплощении Того, кто по Божеству не ограничивается никаким местом; чрез Тебя простый сделался сложным, вечный – временным, неописанный – описанным. Радуйся дом Божий, сияющий божественными красотами, с неотъемлемым порогом чистоты; Ты исполнена славы Господней, и духом светлее огненных Серафимов. Радуйся Дева – врата, обращенные к востоку, из которых вышел восток жизни для людей, уменьшающий запад смерти: Богом пройденная купина, носящая ключи девства. Радуйся небо – жилище, которое славнее места, окружающего мир; Ты сияешь светом добродетелей, как звездами; из Тебя возсияло Солнце правды, соделавшее для людей день спасения и незнающее запада. Радуйся престол, превознесенный славою, одушевленное седалище; Ты в себе самой представляешь седалище Божие и доставляешь Богу лучший покой, нежели разумные силы. Радуйся Херувим – огнеобразный ум; Ты исполнена божественных мыслей, как бы очей, и привлекаешь к Себе великие дары благодати; чрез Тебя переходит к людям невечерний свет. Радуйся безмужняя Матерь, одна между матерями чистая Матерь и вместе Дева – чудо новейшее из всех чудес. Радуйся Дева, родившая Сына – одна между девами детородная, Дева и вместе Матерь, – чудо, изумительнейшее из всех чудес. Радуйся печать царская, воплотившагося из Тебя Царя всей твари отпечатлевающая в теле, подобном Твоему: ибо какова раждающая, таково, конечно, и раждаемое. Радуйся книга запечатанная, чуждая всякой суетной мысли; чрез Тебя Господь Богодарованного закона, Сам Собою, девственно познается. Радуйся свиток нового таинства, по нетлению совершенно новый, в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т. е. воплотилось, сделавшись подобным нам во всем, кроме греха. Радуйся источник запечатленный, родник нетления, изливший Христа, источника жизни, между тем как печати девства остались неповрежденными; причащением Его получив безсмертие, мы опять входим в нестареющий рай. Радуйся вертоград заключенный, непостижимое для дев плодоносие; Твое благовоние подобно благовонию целого поля, благословенного происшедшим из Тебя Господом. Радуйся неувядающая роза, безконечно благоухающая, которую обоняв Господь почил и чрез которую процветши Он истребил запах мира. Радуйся яблоко благовонное, плод, родившийся от безплодной и имеющий божественную красоту; Ты говоришь в Песнях: «положите мя в яблоцех, яко уязвлена есмь любовию аз» (Песн. 2, 5). Взяв плод чистоты Твоей, Христос приготовил благовоние, неощутительное для мира. Радуйся крин, из которого родившийся Иисус одевает крины полевые: благоухающий цветник духовный, из котораго Христос безсеменно облекся в непряденную одежду, превосходящую одежду Соломонову. Радуйся цвет, который по красоте всех добродетелей превосходнее всякого разнообразия цветов; из Тебя происходит подобный Тебе цвет, на котором почивают семь духов, как говорит Писание (Ис. 11, 1–2). Радуйся нард, текущий и орошающий благовонные цветы чистоты, коих испарение служит приятным запахом для Того, кто говорит в Песнях: «нард Мой даде воню свою» (Песн. 1, 11). Радуйся стакта (миртовый бальзам), из девственнаго бальзама излившая Христу стакту освящения, или млека, и воспевающая в Песнях: «вязание стакти возлюбленный мой мне, посреде сосцу мою водворится» (Песн. 1, 12). Радуйся киннамон (корица), исходящий из духовного рая, благовонный цвет чистоты, которого запах приятен Тому, кто говорит в Песнях: «леторасли твоя сад шипков с плодом яблонным; трость и киннамон со всеми древами Ливанскими» (Песн. 4, 13). Радуйся дщерь, посвященная Богу Отроковица, которой чистота вожделенна и красота удивительна для Того, кто сказал в Песнях: «что украсишася стопы твоя во обутиях твоих, дщи Надавля? Чрево твое яко стог пшеницы, огражден в кринах» (Песн.7:1–3). Радуйся сестра, соименная прекрасному брату и возлюбленнейшая ему, как говорит Он в Песнях: «сердце наше привлекла еси сестро моя невесто, сердце наше привлекла еси» (Песн. 4, 9). Радуйся невеста, которой поручитель есть Дух Святый, а жених – Христос, говорящий в Песнях: «вся добра еси ближняя моя, и порока несть в тебе. Гряди от Ливана, невесто» (Песн. 4, 7–8). Радуйся миро, бесценный состав добродетелей; Ты благоухаешь всякою чистотою, из Тебя происшел Господь, подобоименный Тебе (ибо оказано: «миро излиянное имя Твое» (Песн. 1, 2): им помазано царственное священство. Радуйся кадильница, место молитвы, возносимой пред Господом о всем мире; Ты исполнена благовонием Духа; о Тебе некто с удивлением воскликнул: «кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее?» (Песн. 3, 6). Радуйся злато чистое, огнем Духа испытанное в горниле Божием и никакой нечистоты зла не имеющее, из которого сделанный светильник, и трапеза, и все, что по закону составлено было из золота, в иносказательном значении прилагается к Тебе, имеющей златыя и многия наименования. Радуйся, древо негниющее; Ты не допустила червя тления греховного и из Тебя устроен Богу духовный жертвенник, составленный не из дерев негниющих, но из чистой утробы. Радуйся, царская порфира; Ты из девственных кровей Своих соткала пурпуровую одежду для Того, кто говорит в Песнях: «заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсилася еси и что усладилася еси» (Песн.7:5–6)? Радуйся, виссон свитый; Ты сокрыла в уме Своем высокия, божественные мысли и не открыла входа для противных обольщений. «Како будет сие, – сказала Ты, – идеже мужа не знаю» (Лук.1:34)? Чрез Тебя приготовлена пурпуровая и золотая одежда для Священноначальника высших сил. Радуйся гиацинт, волна девства, имеющая огненный вид; из Тебя таинственно сделана Богу одежда плоти. Радуйся легкое облако; земное и тяжелое Ты делаешь легкою, как бы воздушною скиниею и заключаешь хлеб жизни, как в жертвеннике; на Тебе почивает Господь, как предвозвестил Исаия (Ис.11:1–3). Радуйся непорочная, неприкосновенное украшение девства; Ты родила непорочное Слово и от Тебя возсияло девство. Радуйся чистая; Ты одна можешь похвалиться, что имеешь чистое сердце; гора, истинно приятная Богу, от которой новый Израиль очищаетея лучше и прочнее, нежели древний. Радуйся неискусобрачная, подобно матерям изобилующая млеком для питания Младенца, из которой извлекает девственное млеко Тот, кто питает все. Радуйся нескверная, одна достойная того, чтобы Бог обитал в Тебе и по рождению Своему имеющая божественное достоинство; посему кланяются Тебе и все небесные силы. Радуйся руно, символ победы Гедеона; из Тебя образно проистекла вечная роса – Тот, кто сам говорит: «дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 16, 33). Радуйся место Божие, – вместившая во чреве Невместимого во всем, который горстию содержит все и тогда, когда находится на Твоих руках. А это если и выражается словами, то непонятно; если же и понимается, то необъяснимо. Радуйся Матерь Божия, одна раба собственного Сына, и притом по естеству; после Тебя нет матери-девы, когда блаженное девство достигло прежнего нетления, бывшего в раю. Радуйся, принявшая Бога, световидная стихия божественной беспредельности; Твоим малым чревом объемлется Беспредельный, объемлющий Собою все концы. Радуйся Богородица в собственном и истинном смысле, приводящее в трепет соединение человеков с Богом; чрез Тебя небесное соединено с земным, человеческое с Богом, божественное с человеком. Радуйся чертог, украшенный девственными дарами для Того, кто говорит в Песнях: «внидох в вертоград Мой, сестро Моя невесто» (Песн. 5, 1). О соединении Его с плотию говорится в следующих словах: «изыдите и видите в царе Соломоне, в венце, имже венча его мати его в день обручения его и в день веселия сердца его» (Песн. 3, 11). Радуйся агница, безплодная для брака и родившая от Божественнаго зачатия; от Тебя происшел «Агнец Божий, вземляй грех мира» (Иоан. 1, 29). Радуйся светлое облако, молитвенно осеняющее нового Израиля в пустыне жизни; из Тебя услышаны благодатные установления; из Тебя возсияло Солнце правды, освещающее все лучами нетления. Радуйся светильник, золотый и твердый сосуд девства; светильнею сего светильника служит благодать Духа, а елеем – святое тело, заимствованное из чистой плоти: отсюда происходит невечерний свет – Христос; Ты осияла вечною жизнию сидящих во тьме и тени смертной. Радуйся Благодатная; Ты – и по самому делу и по имени – вожделеннее всякой радости; из Тебя пришел в мир Христос – непрестанная радость, врачевство Адамовой печали. Радуйся рай, место, которое блаженнее Едема: в сем раю опять зазеленело всякое растение добродетели и явилось древо жизни; причащаясь его, мы возвращаемся в прежнюю жизнь, между тем как пламенное оружие «плещи дает», как написано. Радуйся «град великаго Царя» (Пс.43:7) – скажу словами Давидовыми – в котором отверсто Царство небесное и земнородные, написанные, в числе граждан, радуются; в котором слышны повествования великия и удивительные для всех языков и умов, во Христе Иисусе, который чрез Тебя помиловал меня; за что я бедный и неразумный должен был прославить безчисленные Твои совершенства. Ему принадлежить всякая слава и честь и поклонение – со Отцем и Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
(преподобный Иоанн Дамаскин)
источник: Приводится по изданию: Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. — Издание Русского на Афоне Пантелеимонова Монастыря. — СПб.: В Типографии А. И. Траншеля, 1869. — С. 15-43.
Молитва в день Рождества Пресвятой Богородицы
О Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ ми́ру от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим Промышле́нием, Ты́ разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя́, и ны́не непло́дная сердца́ на́ша плодоно́сна сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай ны́ злы́ми де́лы, гнилы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О Всеблаже́нная, да яви́мся ча́да Бо́жия, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щая. Ты́ утоли́ла еси́ пречи́стым рождество́м Твои́м пла́ч прама́тере на́шея Е́вы и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ пла́ч и воздыха́ния многоболе́зненных ду́ш на́ших и изба́ви все́х на́с поноше́ния злы́х де́л на́ших, страсте́й безче́стия и вся́каго порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй на́м, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый де́нь Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя́, да и мы́ не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чным прославля́ти Тя́, вопию́ще: сла́ва рождеству́ Твоему́, Чи́стая; сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би на́с непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Пло́д Тво́й, Сло́во воплоще́нно, Ему́же сла́ва подоба́ет, че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.