Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря)
Происхождение праздника, его смысл и значение
Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в I веке епископ Антиохийский Еводий [34], в IV веке – блаженный Иероним, а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские. На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в X веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.
Чудесным Своим рождением предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом Невместимого Бога Живого, Пресвятая Дева с самой ранней молодости сохранялась Божественным Промыслом в совершенной чистоте, вдали от всякого греха и порока.
Пресвятая Дева Мария, исполненная благоговения перед Богом, возрастала в доме своих благочестивых родителей в обстановке чистоты и святости, нежной родительской любви и заботы. Во исполнение данного родителями обета – быть посвященной Богу, в трехлетнем возрасте Она была отведена в Иерусалимский храм, чтобы «священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный Престол и <...> светозарное обиталище» [35].
Как изображается это событие в древнем церковном предании, к торжеству Введения Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет, где они жили, своих родственников, собрали лик дев и приготовили много свечей. Прибыв из Назарета в Иерусалим, благоговейно и торжественно шли они к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с ковчегом Завета в храм Соломонов (1 Пар., гл. 15). Ведомой во храм Пресвятой Деве Марии предшествовал лик юных дев со светильниками [36]. «Кругом храма, – пишет блаженный Иероним, – сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней. На каждой из этих ступеней священники и левиты, восходя к служению, пели один псалом. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию. И когда сняли с Нее дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы была в совершенном возрасте». Все удивились, видя как трехлетняя Отроковица быстро, словно совершеннолетняя, взошла на все ступени.
Пречистую Деву встретил первосвященник Захария, сын Варахии, родитель Предтечи, пророк Божий [37], и по таинственному Божию вдохновению [38], проразумевая будущее [39], совершил дело необычное и для всех удивительное: благословив Деву, Он ввел Ее, как «Невесту Бога Всецаря» [40], во Святая Святых [41], туда, где находился кивот Завета, куда по закону дозволено было входить однажды в год только первосвященнику с очистительной жертвенной кровью и куда возбранялся вход не только женщинам и девам, но и священникам (Исх. 30, 10). Даже Ангелы, по церковной песни, «вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых» [42]. Святая Церковь прославляет событие этого праздника в кондаке.
Пресвятая Дева вошла во Святая Святых в день Введения, и во все время пребывания Своего в храме Она невозбранно входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику (Лев. 16, 2).
Здесь, «во святилище» [43] – в средней части храма, между двором и Святая Святых, в особом для дев отделении оставлена была Пресвятая Дева для воспитания. Когда Она приведена была в храм, будучи трехлетней отроковицей, уже тогда Она была «многолетней по духу» [44], «младенчествующая плотию, но совершенная по душе» [45]. В храме Она была удостоена явлений Ангела Божия. По словам Священного Предания, Ангел приносил Ей пищу, освящавшую Ее [46]. Святая Дева, «принимая небесную пищу, преуспевала мудростию и благодатию» [47]. «Вскормленная в храме небесным хлебом, (Она) родила миру Хлеб Жизни – Слово» [48], «всю Ее, – говорится в церковной песни, – пребывающую внутрь храма и питаемую небесной пищей, освятил Дух Всесвятой» [49]. Во время пребывания Святой Девы Марии в храме Дух Божий, уготовляя Ее в «Божественное жилище», все более проникал в Ее душу, пока Ее душа не стала способной дать человеческую душу Тому, Кто родится от Нее по плоти, – Сыну Божию. «Как духовный плод праведных» [50], «как имеющая красоту душевной чистоты и исполненная благодатию Божией с неба, Чистая Богородица» [51] Дева путем духовного подвига и совершенствования достигла такой высоты святости, при которой Ее тело стало совершенно невосприимчивым для греха (слав. для «течения греховнаго»). Та, Которая со свечами была в младенчестве приведена и «отдана в Божественный храм, Сама, как действительно Божественный храм, явилась обителью неприступного и Божественного Света» [52]. И во всем богослужении праздника Введения Богородицы во храм главенствующими мотивами являются чистота и святость, радость и свет.
Пресвятая Дева Мария, достигшая по благодати высшей чистоты и святости, послужила великой тайне Боговоплощения, став Материю «Святых Святейшего Слова». «Избранная и Единственно Чистая, – говорится в песнопении, – оказалась выше всего земного и умопостигаемого» [53]. Пророк Божий, первосвященник Захария, некогда созерцая красоту души Пречистой Девы и прозревая грядущее, с верою воскликнул: «Ты – избавление, Ты – радость всех. Ты – воззвание наше: чрез Тебя Невместимый окажется вместимым для меня» [54].
В Пресвятой Деве с детства было заключено все неисчерпаемое богатство благодати: «Яко дом сущи благодати, в немже сокровища лежат неизреченнаго Божия строения (домостроительства)» [55]. При рождестве Пресвятой Девы Марии только Ее родители Иоаким и Анна по чудесным обстоятельствам, сопровождавшим это рождение, могли предугадать великое предназначение своей Дочери. Введение же Ее во храм было как бы явлением Ее миру, подобным явлению Христа при Его Крещении. Введение во храм стало безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христа, которое явило людям благоволение Божие, послужило для них спасением и осуществлением всего домостроительства Творца в отношении человеческого рода. «Сегодня (в день Введения Богородицы во храм) предзнаменование («предизображение») Божия благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием открыто является Дева и предвозвещает всем Христа» [56].
Пресвятая Дева Мария Своим явлением возвещала о том, что близко исполнение «смотрения (домостроительства) Зиждителева» и «совет превечный Превечного Бога нашего во исполнении грядет» [57].
Со времени Введения во храм Пресвятой Богородицы начали осуществляться пророчества о нашем спасении: «Засияли уже лучи благодати со вступлением в храм Божией Чистой Девы», уготованной быть Материю Божией [58] и посредницей радости для мира [59]; «прежде век пронареченной Матери и в последняя лета явльшейся Богородицы» [60].
Пророчество Давида сбылось на Чистой Деве (Пс. 44, 15) [61] как чистом приношении всего человечества Богу, принявшему этот дар и жертву от людей: «Сказати хотя (желая показать) Господь языком (народам) Свое спасение, Неискусобрачную (Деву) ныне от человек прият (как дар), примирения (в) знамение и обновления» [62].
Пресвятая Дева Мария, будучи «Святейшим храмом Святого Бога нашего», послужила воплощению Царя всех и Бога, Который обожил [63], обновил, воссоздал весь род человеческий по Своему милосердию [64]. Через Нее мы избавились от древнего проклятия, «бывше нетления общницы» [65]. «Да радуется днесь небо свыше, и облацы веселие да кропят о зело (весьма) преславных величиях Бога нашего» [66], «яко отверзе нам Небесное Царство пронареченная Всецарица. Радуйтеся людие и веселитеся» [67].
<...>
Автор: Гермоген Иванович Шиманский
Видный литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, инженер.
* * *
[34] Никифор Каллист (Ксанфопул; Патриарх Константинопольский). Церковная История, кн. 2, гл. 3.
[35] Введение Пресвятой Богородицы во храм, великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 1 стихира на литии.
[36] Великая вечерня, 5 стихира на «Господи, воззвах»; 2 стихира на стиховне.
[37] Утреня, седален по полиелее; малая вечерня и великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах»; великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии.
[38] Великая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».
[39] Утреня, 1-й канон, п. 5, 2.
[40] Малая вечерня, 2 стихира на стиховне.
[41] Малая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах» и великая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».
[42] Утреня, припев на 9 песни канона.
[43] Утреня, седален по 1-м стихословии.
[44] Утреня, 2 канон, п. 3, 5. (Здесь и далее русский перевод проф. М. Скабаллановича).
[45] Утреня, 2 канон, п. 6, 5.
[46] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах», 3 стихира на стиховне, 4 стихира на «Господи, воззвах».
[47] Утреня, 2 канон, п. 7, 4.
[48] Утреня, 3 стихира на хвалитех.
[49] Предпразднство Введения Пресвятой Богородицы во храм, 20 ноября, канон, п. 5, 3.
[50] Утреня, 2 канон, п. 9, 2.
[51] Утреня, 1 канон, п. 9, 1.
[52] Утреня, седален по 2 кафизме.
[53] Утреня, икос праздника по 6 песни канона.
[54] Утреня, 1 канон, п.5, 2.
[55] Утреня, 1 канон, п. 6, 3.
[56] Введение Пресвятой Богородицы во храм, тропарь праздника.
[57] Тропарь праздника; предпразднство Введения Пресвятой Богородицы во храм, 20 ноября, утреня, канон, п. 1,2.
[58] Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1 канон, п. 7, 3.
[59] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.
[60] Великая вечерня, 3 стихира на литии.
[61] Великая вечерня, 1 стихира на литии; утреня, 1 канон, п. 3,2; 2-й канон, п. 1,4.
[62] Утреня, 1 канон, п. 6, 2. Срав.: великая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах»: «Ты пророков проповедание <...> Тобою бо Богу примирихомся».
[63] Великая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».
[64] Утреня, 2 канон, п. 1, Богородичен.
[65] Утреня, 2 канон, п. 9, 5.
[66] Великая вечерня, 1 стихира на литии.
[67] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии.
источник: Литургика: Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва: Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350, [1] с.