Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа 2024 г

Тропарь на Великую Пятницу, глас 4

Искупи́л ны еси́ от кля́твы зако́нныя/ Честно́ю Твое́ю Кро́вию,/ на кресте́ пригвозди́вся, и копие́м пробо́дся,/ безсме́ртие источи́л еси́ челове́ком,// Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Перевод: Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровью: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!

Кондак на Великую Пятницу, глас 8

Нас ра́ди Распя́таго, прииди́те, вси воспои́м:/ Того́ бо ви́де Мари́я на Дре́ве и глаго́лаше:// а́ще и распя́тие терпи́ши, Ты еси́ Сын и Бог Мой.

Перевод: Придите все, Распятого за нас воспоем. Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: «Хотя Ты и распятие претерпеваешь, Ты – Сын и Бог мой».

Проповедь дня

О страстях Христовых. Слово, сказанное в Великую пятницу в воспоминание о снятии тела Христа со креста

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!

Когда Церковь собирает нас, христиан, чтобы мы вспомнили о мучениях Спасителя нашего в этот день и почтили их, одна мысль, конечно же, возникает у всех людей и, несомненно, удивляет их. Эта мысль о том, какие великие труды принял на Себя из-за нас Спаситель, а мы даже на малые лишения и труды не готовы ради Него. Сколько любви, сколько примеров оставил Он нам в наследство, и какое малое количество видит Он среди нас тех, которые готовы принять это наследие и возблагодарить Его за это.

Невозможно немногими словами описать все то, что сделал Христос для нас. Страшные мучения, которые претерпел Он в сей день из любви к нам, составляют лишь часть Его трудов. Можно сказать, что Спаситель не только умер на кресте, но и всю Свою жизнь провел на нем. Но не думайте, братья, что Он мучился на этой земле из-за каких-либо внешних неудобств. Правда, у Него часто не было места, где можно было бы приклонить голову; часто со Своими учениками Он питался тем, что преподносили верующие; часто Он скрывался от врагов в удаленных местах. Но не это было причиной Его скорби. Он печалился, видя степень падения людей, их невежество, греховность. Если даже мы, которые сами являемся грешными и жалкими, страдаем, видя степень падения человеческого существа, то как же не опечалилось бы чистейшее Существо, для Которого невыносим даже малый грех, глядя на глубокое падение и порчу человеческой натуры! Это беспокоило и терзало Его сердце на протяжении всей Его земной жизни.

Но Он до конца испил горькую чащу всех страданий и мучений. Не без причины говорил Он Своим ученикам в Гефсиманском саду: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26: 38); не без причины трижды упал ниц на землю перед Отцом Своим, обратясь к Нему со словами: «Отче! все возможно Тебе, пронеси чащу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14: 36). Но не думайте, что Он боялся мук телесных, побоев, гвоздей, плевков, креста. Нет! Для такого Существа, Каковым был Спаситель наш, телесные страдания ничто по сравнению с душевными!

Спаситель заранее знал, что близок тот день, когда в полной мере проявится все зло падшей человеческой природы, когда враги Его отчетливо проявят степень греховного падения человеческого существа.

Древний враг, посеявший в сердце человека грех и вражду, применил все свои средства и приемы для подавления и уничтожения Царства Божия, ради утверждения которого явился Спаситель. Как же не тревожилась бы душа Христа до самого дня смерти, видя страшные дела, совершенные его врагами?!

Несчастный Иуда за деньги предал учителя и друга своего. Именно это было для Спасителя больнее тех гвоздей, которые пронзили руки и ноги Его.

Фарисеи и двуличные старцы под видом сохранения верности учению Моисея употребили самые темные средства для кары Иисуса Христа. Именно это было для Него тяжелее и горше, чем побои и плевки.

Неблагодарные иудеи, которым Спаситель оказал бесчисленное множество благодеяний, которые еще вчера встречали его восторженно и восклицали: «Осанна сыну Давидову!» – сегодня же, дабы угодить старейшинам и первосвященникам, кричат: «Распни, распни Его!» Такая неблагодарность людей и такая злоба осчастливленного Им народа были во сто крат тяжелее креста, который взвалили на Его плечи.

Неправедный судья Пилат после вынесения Ему смертного приговора тут же признает, что не видит никакой вины в Его действиях. Вот такое попрание всякой правды и правосудия больше мучило Его душу, чем колючий венец, надетый на Его голову.

Наконец, звериная жестокость воинов, которые развлекались страданиями невинного, обессиленного и еле живого, неслыханное зло фарисеев и старцев, которые насмехались над умирающим, распятым на кресте, бессердечие мирян, которые, видя распятого на кресте, тоже надругались над Ним, несказанно увеличили степень Его страданий.

Но, не обращая внимания на неописуемые душевные и телесные страдания, на уродливые проявления человеческой природы, Спаситель ни на секунду не заколебался в Своей любви к роду человеческому, а наоборот, взмолился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают!» (Лк. 23: 34).

Вот что сотворил Спаситель ради нас! И чего требует Он взамен всего этого от нас? Требует лишь, чтобы Его учение и каждый пример Его не остались бы для нас бесполезными, а наоборот, чтобы мы воспользовались ими для нашего же просвещения и счастья. Но, к несчастью, как мало Он видит среди нас верности и готовности к этому.

Нас удивляет и вызывает отвращение предательство Иуды. Но, братья, разве сами мы никогда не предаем Спасителя? Разве не предательство – каждый совершенный нами грех, когда мы забываем Его заповедь? Когда мы, забыв о Его любви к нам, живем и поступаем вопреки Его учению, предаем и враждуем друг с другом, разве этим не напоминаем Ему предательство Иуды?

Темное двуличие первосвященников и книжников иудейских, их ненависть, окаменение будят в нашем сердце глубокую скорбь. Но, братья, страшного греха фарисейства разве совсем нет у наших христиан? Некоторые слова и дела иных христиан разве не оживляют в сердце Христовом те страдания, которые Он претерпел от фарисеев?

В Священном Писании мы читаем, что христианин, не гнушающийся греха, повторно распинает Иисуса Христа на кресте. И неудивительно! Разве может Он равнодушно смотреть на грехи наши, для уничтожения которых Он столько претерпел?

Говорят, что на земле самая возвышенная и сильная любовь – это любовь матери к своему чаду. Почему? Потому что матери дорого стоит рождение и воспитание сына своего. Наше духовное рождение и просвещение Спасителю стоило невыразимых и неописуемых страданий. Поэтому ни одна мать на земле так не беспокоится, видя недостойный поступок своего ребенка, как беспокоится Спаситель, когда видит наше бесчестие.

Иудеи, которые замучили Господа Иисуса Христа, имели лишь одну смягчающую их вину причину: они доподлинно не знали, кем Он был. А мы знаем, любим и веруем в Него, и, соответственно, у нас нет и не будет ни одной причины для нашего помилования, когда мы мучаем Его своими грехами и несмирением.

Спаситель наш, распятый ради нас! Оживи в нас чувство и сознание величия Твоей жертвы, принесенной ради нас. Даруй, чтобы не осталась она напрасной, а служила всегда и везде примером для нас. Аминь.

святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

источник: Святитель Гавриил Имеретинский и его проповеди. О страстях Христовых (Слово, сказанное в Великую пятницу в воспоминание о снятии тела Христа со креста). (Подготовил к публикации и перевел с грузинского Мераб Джикия). [Электронный ресурс] // Православие.Ru

«Днесь висит на древе…»

Днесь ви́сит на дре́ве, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый: венце́м от те́рния облага́ется, И́же А́нгелов Царь: в ло́жную багряни́цу облача́ется, одева́яй не́бо о́блаки: зауше́ние прия́т, и́же во Иорда́не свободи́вый Адама: гвоздьми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный: копие́м прободе́ся Сын Де́вы. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́: покажи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.

Перевод: Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение.

«Егда славнии ученицы…»

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!

«Тебе, одеющагося…»

Тебе́, оде́ющагося све́том я́ко ри́зою, снем Ио́сиф с Дре́ва с Никоди́мом, и ви́дев ме́ртва, на́га, непогребе́на, благосе́рдный пла́чь восприи́м, рыда́я глаго́лаше: увы́ мне́ сладча́йший Иису́се, Его́же вма́ле со́лнце на Кресте́ ви́сима узре́вшее мра́ком облага́шеся, и земля́ стра́хом колеба́шеся, и раздира́шеся церко́вная заве́са: но се́ ны́не ви́жу Тя́, мене́ ра́ди во́лею подъе́мша сме́рть. Ка́ко погребу́ Тя Бо́же мой, или́ како́ю плащани́цею обвию́? ко́има ли рука́ма прикосну́ся нетле́нному Твоему́ те́лу? или́ ки́я пе́сни воспою́ Твоему́ исхо́ду ще́дре, велича́ю стра́сти Твоя́, песносло́влю и погребе́ние Твое́ со Воскресе́нием, зовы́й: Го́споди сла́ва Тебе́.

Перевод: Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф, сняв с Древа (то есть с Креста) с Никодимом, и видя мёртвым, нагим, не погребённым, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: „Увы мне, Сладчайший Иисусе! Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, солнце мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот, я ныне вижу Тебя ради меня добровольно принявшим смерть. Как я буду погребать Тебя, Боже мой, или как полотном обовью? И какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу? Или какие песни буду петь ради Твоей кончины, Милосердный? Прославляю страдания Твои, воспеваю и Твое погребение с воскресением, восклицая: Господи, слава Тебе!“

Песнопение «Тебе одеющагося светом, яко ризою» звучит в православных храмах перед выносом Плащаницы — вышитой иконы с изображением умершего Христа. Плащаница выносится из алтаря священником, затем совершается крестный ход. Молитвословие «Тебе одеющагося светом, яко ризою» призывает людей, пришедших на богослужение, стать похожими на учеников Христа — проявить к Нему милосердие и любовь.