День памяти апостола Андрея Первозванного (ок.62) 2024 г

Тексты на Литургии:

Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам) (2Сол.3:6-18)

Евангелие от Луки (Лк.20:19–26)

Тропарь апостолу Андрею Первозванному, глас 4 

Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Как призванный первым из апостолов, и верховного Петра родной брат, Владыку всего мира моли, Андрей, да дарует Он мир вселенной и душам нашим великую милость.

Кондак апостолу Андрею Первозванному, глас 2

Му́жества тезоимени́таго Богоглаго́льника/ и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго,/ Петро́ва сро́дника восхва́лим,/ зане́ я́коже дре́вле сему́, и ны́не нам воззва́:// прииди́те, обрето́хом Жела́емаго.

Перевод: Соименного мужеству (от др.греч. Ἀνδρέας — мужественный) Богопроповедника и призванного первым из учеников Спасителя, родственника Петра восхвалим; ибо он, как некогда ему, и ныне нам возгласил: «Придите, мы нашли Желанного!» (Ин.1:40-41).

Величание апостолу Андрею Первозванному

Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в Андре́е,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве.

Проповедь дня

День св. ап. Андрея Первозванного

30 ноября (13 декабря)

Андрей был родом еврей, из Вифсаиды Галилейской, рыбарь и брат ап. Петра и первоначально ученик Иоанна Крестителя. Как только Предтеча указал на грядущего Христа: се Агнец Божий, вземляй грехи мира, – Андрей первый сделался учеником Иисуса Христа (Ин.1:35–42); первый исповедал Его Мессиею пред старшим братом своим Симоном: мы обрели Мессию, глаголемаго Христа, – и назван Первозванным. От ловитвы рыб на море Галилейском Андрей призван Самим Господом в звание апостола, и по исчислению евангелиста Матфея занимает между апостолами второе место (Мф.4:18–19, 10:2). В числе четырех учеников Господа Андрей удостоен был Им доверия услышать пророчество Его о будущих судьбах Церкви и мира (Мк.13:3–5) и особенной близости обращения со Иисусом Христом (Ин.12:21–22). В Сионской горнице вместе с прочими учениками Андрей утешен явлением Воскресшего и принял от Hero вместе с прочими апостолами власть вязать и решить грехи. В той же горнице сподобился сошествия Св. Духа, страдал за проповедь Евангелия в Иерусалиме от иудеев и участвовал в Соборе Апостольском, бывшем около 50 года по Р. Х. (Деян.15:28).

Подъемля труды и болезни во благовестии Христове, ап. Андрей обтек с проповедью своею многие страны Азии и Европы [912], Вифинии и Пропонтиды, Греции и Македонии, Фракии и Скифии. Для проповеди Евангелия он совершил три путешествия из Иерусалима и Иудеи. Первое – в Антиохию Сирийскую, в Тиану, город Каппадокии, откуда доходил до Синопа в пределах Скифии, бывшего столицей Понта, где доселе жители указывают памятники его пребывания [913]. Из Синопа Первозванный был в Амисии, или Амасии, на берегу Понта; посетил также Трапезонт, откуда отправился в Иверию, отселе – в землю парфян, или в Сомхетию и возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

После праздника Пятидесятницы св. ап. Андрей предпринял второе свое странствование для проповеди Евангелия и устроения Церквей. Из Иерусалима он опять прибыл в Антиохию Сирийскую, в Ефес, в Лаодикию, в Одисс, город Мисии, в Никею в Вифинии, где апостол обратил многих ко Христу и крестил. Пробыв в Никее два года, Первозванный странствовал в соседнюю Никомидию. Оттуда отплыл морем в вифинский город Халкидон, потом посетил морем Ираклию и Понтийский Амастр или Амастриду, в которой оставался долгое время и просветил многих светом Евангелия. Из Амастриды прибыл в город Харакон. По насаждении спасительной веры в этом городе апостол отплыл в Синоп и был вторично в Амисии и Трапезонте. С большим успехом проповедал веру Христову в Неокесарии и достиг до города Самосата в Армении, откуда возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.

Из Иерусалима Первозванный отправился в третье и последнее свое путешествие для обращения ко Христу иудеев и язычников и прибыл в Эдессу, посетил Сванетию, пределы осетин. Из Осетии отправился в Абхазию и остановился в городе Севаст (Сухуме); отселе – вдоль помория в землю джигетов. Потом посетил приморский город Понта Эвксинского – Керчь, или древний Боспор, лежавший в земле таврогуннов. Следуя вдоль южного помория Тавриды, посетил Феодосию и путешествовал на западную оконечность полуострова – в город готфов Херсонес. Отсюда, предполагают, апостол отплыл вверх по Днепру в Скифию [914]. По древнему преданию, основанному на сказании Ипполита и Оригена – писателей III века  [915], и, что всего важнее, допускаемому и Церковью [916], первозванный апостол был даже и в ненаселенных тогда горах Киева, где он, водрузив крест, прорек будущее просвещение России христианскою верою. «Видите ли горы сии? – прорек апостол своим ученикам. – На сих горах воссияет благодать Божия, имать град велик быти и церкви многи имать Бог воздвигнути» [917]. Место, где водружен был крест Первозванным, ознаменовано в Киеве храмом во имя его. От гор Киевских ап. Андрей доходил до озера Ильменя. Возвратясь в Херсонес, св. Андрей опять посетил Боспор, оттуда переплыл Понт и в третий раз прибыл в Синоп, где усердными трудами уже утвердилось христианство. Посетив многие города и селения, где были основаны Церкви, апостол Андрей с берегов Анатолии отплыл для проповеди Евангелия в Византию и в нынешнем предместии Константинополя, Агрирополе («серебряном граде»), рукоположил для Византии епископом Стахия (Рим.16:9), одного из 70 учеников Христовых [918]. Из Византии Первозванный прибыл во фракийский город Ираклию и там насадил христианство. Потом апостол благовествовал Евангелие в Фессалонике и утверждал в вере обращенных в христианство ап. Павлом в Пелопоннесе и в ахайском городе Патрах. Здесь начальник области Агеат, злой язычник, видя возрастающее число христиан и запустение языческих капищ, и особенно раздраженный на апостола за обращение жены своей в христианство, заключил проповедника спасения в темницу. Но темница апостола сделалась храмом, куда стекались христиане слушать спасительное учение св. узника. Эгей, или Агеат, видя продолжение ненавистной ему проповеди, осудил апостола на распятие, и он за проповедь Евангелия распят был на кресте, который имел вид буквы X и потому называется крестом ап. Андрея. Два дня продолжались крестные страдания Первозванного, и во все это время он не переставал поучать народ, толпившийся около креста. 30 ноября около 70 года по Р. Х. апостол преставился. Пресвитеры и диаконы ахайские погребли св. тело Первозванного и передали историю его мученичества в небольшом послании, которое сохранилось до наших времен. В 355 году по Р. Х., в царствование Констанция, обретены и перенесены по желанию его мощи Первозванного из Патраса в Константинополь и положены во храме Св. апостолов между гробницами св. евангелиста Луки и св. Тимофея – ученика Ап. Павла.

Сказание об этом обретении и перенесении мощей поучительно показывает высокое благоговение древних христиан ко св. апостолам. Констанций, узнав от одного епископа, что тела Христовых апостолов Андрея и Луки погребены в Ахаии, что тело Андрея почивает в Патрасе, а Луки – в Фивах Беотийских, очень обрадован был известием, громко воскликнул и сказал присутствующим: «Позовите ко мне Артемия». Артемий тотчас пришел. «Поздравляю тебя, боголюбезнейший из всех людей, – воззвал к нему Констаций. – Находишь ли ты что-нибудь благоприятнее обретения тел Христовых апостолов?» Артемий отвечал: «Кто теперь и откуда, владыка, откроет нам это сокровище?». «Откроет епископ Ахаии, предстоятельствующий ныне в Патрасе, – сказал Констанций. – Так ступай и скорее перенеси их в Константинополь». Выслушав это от царя, Артемий отправился в путь, чтобы святые останки апостолов перенести в Константинополь. Перенесенные из Ахаии мощи ап. Андрея, евангелиста Луки и Тимофея, почившего в Ефесе Ионийском, положены во храме Св. апостолов [919]. Со времени перенесения мощей св. ап. Андрея Первозванного память его 30 ноября стали совершать торжественнее. В IV веке св. отцы Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл и другие прославляли Андрея Первозванного в своих поучениях. Св. Григорий Богослов в IV слове против Юлиана говорит: «Ужели ты не устыдился жертв, закланных Христа ради, и не убоялся великих подвижников: Петра, Павла, Иоанна, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и всех тех, которым установлены великие почести и празднества, которых самые тела, так же как и души, могущественны, когда их чтут или к ним прикасаются?». В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – Андрей Иерусалимский, в VIII – Иоанн Дамаскин, Герман Константинопольский, Малакс [920] составили многие хвалебные песни, поемые ныне Прав. Церковью в честь св. Андрея Первозванного.

Во времена крестоносцев мощи Первозванного перенесены были в 1208 году 8 мая в Италию – в город Амальфи, где доселе торжественно празднуется 8-й день мая. Глава же Первозванного последним императором Царьграда Константином перенесена в Рим, где она доселе чествуется в Ватиканской базилике св. ап. Петра.

По долгому пребыванию мощей ап. Андрея в Царьграде и по общению родственному и духовному императоров и патриархов Константинопольских с самодержцами и святителями России, неоднократно уделяемы были им частицы св. мощей Первозванного. Таким образом, и в московском Успенском соборе хранится кисть от десной руки его, которую принес в благословение царю Михаилу Феодоровичу от Вселенского патриарха Парфения архимандрит Солунский Галактион. Также патриарх Иерусалимский Афанасий прислал как священный дар Святейшему Синоду часть от мощей Первозванного из Иерусалима, которая ныне хранится в серебряном ковчеге в Синодальной палате [921].

Благоговение древних христиан к ап. Андрею сохранило для потомства и наружный образ его: он был роста немалого, несколько согбен, нос имел орлиный, глаза исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и бороду густые.

Как западные христиане с особенною верою обращаются к Петру, коему они приписывают основание Церкви Римской, так восточные с особенною любовию притекают к Андрею, который обошел пределы Церкви Православной [922].

В 1698 году Россия установила орден во имя св. ап. Андрея Первозванного и на этом ордене нарекла апостола своим особенным покровителем. Посему день памяти св. ап. Андрея Первозванного в нашем отечестве есть вместе и кавалерский праздник ордена, учрежденного в честь сего апостола.

В день, посвященный памяти св. апостола Андрея, Церковь прославляет его «яко апостолов первозваннаго, мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго (Христа). Град Патрский пастыря показа тя, апостоле Андрее» [923]. Паримии на вечерне Церковь произносит из Первого соборного послания ап. Петра: первая содержит в себе обращение апостола к христианам – переселенцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, где ап. Андрей странствовал с проповедью слова Божия (1Пет.1:1 – 2:6); вторая глаголет о страданиях Иисуса Христа, коими Он нам оставль образ, да последуем стопам Его и коим особенно последовал Первозванный, быв распят на кресте (1Пет.2:21 – 3:9); третья – о страданиях плотию по примеру Иисуса Христа, производящих спасительную перемену жизни нашей, какая произошла с теми, коим ап. Андрей проповедал Евангелие (1Пет.4:1–11). В Евангелии утреннем Церковь благовествует о призвании ап. Андрея от ловитвы рыб в ловцы человеков, вместе с другими рыбарями (Мф.4:18–23). Чтением Апостола на литургии Церковь изображает уничиженное состояние апостолов ради спасения своего и других (1Кор.4:9–16), а чтением Евангелия благовествует о первом призвании Андрея, давшем ему имя Первозванного, и исповедании им Спасителя Мессией (Ин.1:35–51).

(протоиерей Григорий Дебольский)

* * *

[912] Евсев. кн. III, гл. 1. Synopsis Dorothei de duodecim Apostolis.

[913] Жития святых Pос. Церкви. СПб. ноябрь, – Житие св. ап. Андрея Первозванного.

[914] В Древн. рус. лет. ч. 2, стр. 170. говорится: Андрея Первозванного похваляет «все поморие».

[915] Ипполит. о 12 апостол.

[916] Следован. Псалтир. и Чет-Мин. 30 ноября.

[917] Летопись Нестора.

[918] Св. Григорий Богослов против ариан. Златоуст в беседе о 12 апостолах. Ннкифора кн. II, гл. 39, кн. VIII, гл. 6.

[919] Сказание о св. великомученике и чудотворце Артемии из Церк. истории Филосторгия 16–17.

[920] Малакс – протоиерей новильский – жил, как полагают, в XVI веке. Христ. чт. 1861 г. ст. II, ученобогословские исследования,

[921] Жития рос. святых, ноября 30.

[922] 30 ноября в Константинопольской Патриархии совершается торжественная патриаршая лптургия, которая четыре раза в год бывает: в Пасху, Рождество Христово, в Пятидесятницу и 30 ноября, при служении 12 архиереев. Из воспоминаний о Востоке в 9-й беседе 1863 г. № 29.

[923] Тропарь и кондак праздника и стнхир. на хвалпт.

источник: Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви / [Соч.] прот. Г.С. Дебольского. — 9-е изд. Т. 1-2. — Санкт-Петербург: И.Л. Тузов, 1894. / Т. 1. – XVI, 664 с.

Молитва апостолу Андрею Первозванному

Первозва́нне апо́столе Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Це́ркве после́дователю верхо́вный, всехва́льне Андре́е! Сла́вим и, велича́ем апо́стольския труды́ твоя́, сла́дце помина́ем твое́ благослове́нное к на́м прише́ствие, ублажа́ем честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́, лобыза́ем свяще́нныя мо́щи твоя́, чти́м святу́ю па́мять твою́ и ве́руем, я́ко жи́в Госпо́дь, жива́ же и душа́ твоя́ и с Ни́м во ве́ки пребыва́еши на небеси́, иде́же и лю́биши ны́ то́южде любо́вию, е́юже возлюби́л еси́ на́с, егда́ Ду́хом Святы́м прозре́л еси́ на́ше, е́же ко Христу́ обраще́ние, и не то́чию лю́биши, но и мо́лиши о на́с Бо́га, зря́ во Све́те Его́ вся́ ну́жды на́ша. Та́ко ве́руем и та́ко сию́ ве́ру на́шу испове́дуем во хра́ме, и́же во и́мя твое́, святы́й Андре́е, пресла́вно созда́ся, иде́же святы́я мо́щи твоя́ почива́ют; ве́рующе же, про́сим и мо́лим Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да моли́твами твои́ми, я́же при́сно послу́шает и прие́млет, пода́ст на́м вся́ потре́бная ко спасе́нию на́с гре́шных; да я́коже ты́ а́бие по гла́су Го́спода, оста́вль мре́жи своя́, неукло́нно Ему́ после́довал еси́, си́це и ки́йждо от на́с да и́щет не свои́х си́, но е́же к созида́нию бли́жняго и о го́рнем зва́нии да помышля́ет. Иму́ще же тя́ предста́теля и моли́твенника о на́с, упова́ем, я́ко моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.