День памяти преподобного Илии Муромца, Печерского (1188). Мученика Вонифатия Тарсийского (290) 2025 г

Тексты на Литургии:

Второе послание апостола Павла к Тимофею (2Тим.4:9-22)

Евангелие от Марка (Мк.10:11-16)

Тропарь преподобному Илии Муромцу,  глас 3

Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкве воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.

Кондак преподобному Илии Муромцу, глас 8

Яко светило великое Российския земли, / Небеснаго Царя воевода непобедим явился еси, / и монашествующих богодухновенное украшение. / Ныне же со Ангелы Престолу Божию предстоя, / Владыку Христа, всех Творца, моли / избавитися от всяких бед и скорбей / чтущим святую память твою, да зовем ти: // радуйся, Илие, преподобне отче наш.

Тропарь мученику Вонифатию Тарсийскому, глас 4 

К сосло́вию по́слан му́чеников,/ му́ченик был еси́ и́стинен,/ пострада́в за Христа́ крепча́йше, всехва́льне,/ мощми́ же возврати́лся еси́ ве́рою посла́вшей тя, Вонифа́тие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га прия́ти нам грехо́в проще́ние.

Перевод: Посланный в собрание мучеников, ты сам стал истинным мучеником, мужественно пострадав за Христа, всеми прославляемый, мощами же возвратился ты к пославшей тебя с верой, Вонифатий блаженный, моли Христа Бога получить нам прощение грехов.

Кондак мученику Вонифатию Тарсийскому, глас 4

Свяще́ние непоро́чное/ самово́льне тебе́ приве́л еси́,/ и́же от Де́вы тебе́ ра́ди роди́тися Хотящему,/ свя́те венчено́сче,// прему́дре Вонифа́тие.

Перевод: Как жертву непорочную, добровольно принес ты себя (Христу) от Девы нас ради родиться Хотящему, святой венценосец, премудрый Вонифатий.

Проповедь дня

Слово на Новый год

Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть (Еф.5:15,16).

Новый год, в который мы вступаем сего дня, истинно есть, по выражению Священного Писания, новое лето благости Божией. Творец времен и вечности произвел нас из ничтожества в бытие; но мы тотчас погибли бы, обратились бы в ничтожество прежнее, если бы та же сила и воля Создателя не содержала нас в существовании. Даруя жизнь, Он Сам ее и защищает, питает, возводит от возраста в возраст и сохраняет. Им мы живем, движемся и существуем. Итак не только год, но всякий день и всякий час есть новое дарование, новое знамение, новый залог Божией благости, которого мы не заслуживаем. Будем же признательны и благодарны пред небесным Отцем и всеобщим Благодетелем! Приидите поклонимся и принесем Ему жертву хвалы о неисчетных Его щедротах и милостях, излиянных в прошедшее лето на всех человеков, праведных и неправедных; а между тем, сретая новый год, исходящий из святилища вечности, обратим внимание к слову апостольскому, которым Дух Святый наставляет нас, поучая спасительному употреблению Богом даруемого времени. Блюдите, говорит св. Павел, како опасно ходите; то есть: «смотрите, поступайте, как можно, верно, не как неразумные, но как мудрые, умея пользоваться временем; потому что дни злы». Вникнем, хотя кратким размышлением, в душеполезное учение небесной премудрости.

Во-первых, что значит апостольское изречение: «дни злы?» – То, что земная жизнь исполнена зол, бед, искушений, страданий, соблазнов, которыми христианин может быть совращен с пути истинной веры и верности Господу Иисусу Христу; то, что и внешний мир лежит во зле противных закону Божию правил, противных истине Божией умствований, противных Царствию Божию начинаний и действований, – и в нашей плоти живет и воюет грех, так что не только вне нас супостат наш диавол ходит, как лев рыкающий и ищущий кого пожрать, но и в себе самих, в самом разуме и сердце нашем, в воображении и памяти, в желаниях и навыках и во всех чувствах телесных мы имеем сокровенных врагов спасения нашего. Посему св. Павел называет неразумными тех, которые, среди безчисленных опасностей со всех сторон, ходят в безпечной разсеянности, и погубляют время в суетных увеселениях. Не подражайте им, говорит; будьте умны и мудры. Подумайте, кто, получив от царя драгоценные камни и золото, все это разбросает или отдаст за какия нибудь, ничего не стоющия, мелочи и безделки? А вы получаете от Царя и Бога вашего нечто такое, что несравненно дороже и золота, и драгоценных камней: это – время. Злато и всякия драгоценности временем приобретаются; а время, потерянное в прошедшем, можешь ли возвратить и получить за богатство целого мира? И время, которого Бог не даст тебе в будущем, где и на какия сокровища купишь? Итак учитесь временем пользоваться: всякое время, в сравнении с вечностию, кратко до чрезвычайности; но, по благости Божией, кратким и малым временем можете приобрести целую вечность божественного мира и радости в небесном царствии. Как это может быть? Послушайте, что св. Павел говорит далее: не будьте несмысленны, повторяет, но узнавайте, чего хощет Бог (Ефес.5:17). Божественное искусство пользоваться временем для приобретения вечной жизни! Воля Божия есть преизящный собор, прекрасная совокупность и полнота всех доброт и совершенств. Смотрите в зерцало совести; смотрите в чистейшее зерцало Божиих откровений в Священном Писании: всегда откроется вам в сих зерцалах, чего Бог от вас хощет. Но познавая волю Божию, уже смотрите, поступайте, как можно верно и по крайней тонкости и точности, сообразно тому, чего Господь хочет от вас. Хочет Он, чтобы мы верою и любовию прилеплялись к Единородному Сыну Его Иисусу Христу, Спасителю всех человеков. Хощет Он, чтобы мы пребывали в духе искренняго спасения, и, видя с одной стороны бездну собственной бедности, немощи и виновности, а с другой бездну милосердия Божия, открывающуюся грешникам в язвах Иисуса Христа распятаго, исповедывали Ему согрешения наши в искренности сокрушенного и смиренного сердца, и веровали, что Бог нас простит и помилует ради Христа, и что кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает совесть нашу от всех грехов. Хочет Бог, чтобы мы совершенною ненавистию возненавидели грех, боялись его паче, нежели смерти телесной, и непрестанно подвизались и ратовали против него, умерщвляя его в самых его зачатиях, то есть, в преступных помышлениях и желаниях, впрочем на себя не надеясь, а возлагая все упование на всемогущую помощь Божественного нашего Воеводы – Иисуса Христа. Хощет Бог, чтобы мы, взирая верою на Христа, Начальника и Совершителя веры, учились усвоять себе непорочность Его, долготерпение и кротость Его, пламенную любовь Его к Богу и человекам, Его преданность и послушание Богу Отцу, и смирение даже до смерти и смерти крестной. Хощет Бог, чтобы мы всегда сохраняли живую память о неотступном Его присутствии с нами; чтобы мы призывали Его в день скорби, чтобы искали Его благословения нашим трудам, и молитвою освящали наши печали и радости. Хочет Бог, чтобы мы памятию о смерти столь известной и неизвестной, о страшном суде праведного Мздовоздаятеля, о вечной муке и неугасающем пламени, о вечной радости в небесном Иерусалиме, а притом молитвою и постом, и другими благословенными подвигами, распинали плоть со страстями и похотями. Хочет Бог, чтобы праведность наша была выше и благороднее праведности фарисейской, и чтобы мы не только были порядочны и честны в наружных поступках своих, но призыванием Иисусова имени, помышлением о спасительных страданиях Иисуса, отсечением худых помыслов, искали и достигали чистоты ума и сердца, без которой никто не узрит Бога. Хочет Бог, чтобы мы, усердно последуя стопам Господа нашего Иисуса Христа, и украшая души наши святыми нравами и добродетелями, не забывали, что без помощи и благодати Христовой мы не можем ничего доброго ни в дело произвести, ни в мыслях зачать: посему хочет Бог, чтобы мы воздавали Ему благодарение и славу о всем, а себя самих почитали рабами ничего не стоющими, хотя бы и были какие успехи в исполнении заповедей.

Но когда вы узнали, чего Бог от вас хочет; то смотрите, наблюдайте за собою бодрственным оком внимания, чтобы и в самом исполнении воли Божией самолюбие не обрезывало златниц Божия повеления; чтобы оно не уменьшало веса и достоинства добродетелей ваших; чтобы диавол не похищал из сердец ваших семени слова Божия, и чтобы мрак забвения не сокрывал от сознания вашего некоторых, всегда важныхь, особенностей в требованиях Божиих; чтобы диавол между пшеницею добрых мыслей и чувствований не сеял нечистых умыслов и намерений, и чтобы ваши труды, пред человеками достославные, не оказались порочными в их источниках и началах, пред всевидящим оком испытующого сердца; но чтобы послушание воле Божией, как и терпение, оказало в вас совершенное действие, так чтобы вы были совершенны во всей полноте без всякого недостатка (Иак.1:4). Вот что значит это слово апостольское: смотрите, поступайте, как можно верно, со страхом Божиим и кротостию последуя водительству провидения и благодати Божией, не опереживая её высокомерием и своеволием, и не отставая малодушием и леностию, не прибавляя ничего от себя к заповеди Божией, которая сама по себе широка до бесконечности (Псал.118:96), и без сомнения пространнее нашего сердца, и ничего не отъемля у заповеди Божией, которая столь же свята и непреложна, как Сам Бог. – Потом: умейте, – говорит Апостол, – пользоваться временем. Всякое время и всякий час приносит с собою, как некий Ангел, в одной руке Божию волю и заповедь, а в другой Божие благословение. Желаете ли получить благословение Божие? Приимите от Бога, чего Сам Бог хочет от вас, и восприимете, чего себе от Бога хочете. Поспешайте, уловляйте драгоценное время, которое уже летит, когда я говорю, а вы слышите это: поспешайте, уловляйте его. Кто вам сказал, что оно и в другой раз придет? Время придет, но не то уже, которое приходило прежде и улетело, а другое, которое впрочем столь же непостоянно, быстро, неудержимо. Придет; но кто сказал, что оно для тебя придет? Ах! для тебя, может статься, в то время уже не будет времени (Откр.10:6)! Вы меня понимаете, слушатели; повторяю: нет ничего известнее, и нет ничего неизвестнее смерти: итак учитесь пользоваться временем, когда Бог вам даст его. Как развязный купец старается не упустить ни малейшого случая к получению прибыли и корысти: так и вы учитесь пользоваться всяким временем, усердно и ревностно исполнять всякую волю Божию, обретать милость Божию во всяком времени, и таким образом собирать некрадомое сокровище в вечности. В этом проходит вся жизнь доброго христианина. Светильник закона Господня, сияя в уме и сердце его, освещает пред ним, показует ему путь воли Божией; он же, сим путем шествуя, непрестанно вперед простирается, и, хотя обстоятельства его бывают трудны, и путь земного странствия его весьма тесен и мрачен, отношения к миру, нужды семейственного состояния, и немощи, принадлежащия естественному свойству телесного существа его, неудобосоглашаемы с требованиями воли Божией, но он умеет побеждать мир и себя самого верою в Сына Божия Иисуса Христа; умеет всякою частицею времени пользоваться для приближения к блаженной вечности и угождения Господу Богу. А когда он с таким рачением тщится угождать Богу и сокровенными подвигами молитвы и богомыслия, и открытыми трудами в служении Церкви, Царю, Отечеству, человечеству; то и Господь имеет Божественную радость в том, чтоб угождать верному рабу Своему: Он слышит его молитву; самому уготованию, расположению сердца его к молитве, уже внимает; угадывает, предваряет его желания исполнением; как зеницу ока хранит его; открывает и вверяет ему, как другу, тайны премудрости и судеб Своих; озаряет и просвещает ум его истиною; посылает ему небесный мир Свой; дарует ему радость спасения Своего; из любви к нему щадит и милует много согрешающих братий его. Таковы преимущества угождающих Богу, исполняющих волю Его во всякое время! Хотя же иногда и они согрешают по немощи человеческой и против собственного желания; однако в то же время поспешают исполнить волю Божию покаянным обращением сердца к Отцу, воззрением на распятого Иисуса, в Котором и обретают исцеление от угрызений невидимого змия. Хотя и они претерпевают многия скорби, потери, напасти, гонения в мире, но Господь с ними в скорби; а они так умеют пользоваться временем скорби, что радуются, как Апостол Павел, в страданиях. Хотя дни их подлннно злы; но они умеют, будучи наставляемы благодатию Иисуса Христа, превращать сии злые дни в дни спасения, в благоприятныя времена к обогащению себя Божиими дарованиями и добродетелями. Посему ест ли хлеб, пьет ли воду искренний христианин, или светом солнечным пользуется, чтобы видеть чудеса Божией благости, силы, премудрости и славы в творении, и удивляться, – он причащается благ Божиих с веселием чистой совести и с приятнейшими чувствами благодарения; и наслаждается в них самою благостию Того, Кто есть Любовь и Свет, по приглашению Псалмопевца: вкусите и видите, яко благ Господь. Он видит и на земли благие дни, когда другие жалуются на времена худые. Он счастлив бывает в сердце своем; он счастлив бывает в Боге своем, когда другие, смотря на него, пожимают плечами, и думают: как он жалок! Лучше сделают, если предадут его и самих себя Христу Богу, и пожелают, чтобы сей кораблец, принадлежащий Господу Иисусу Христу, презирая свист мира и воздымающияся до небес волны житейского моря, избежав подводных камней и мелей, вошел благополучно в безопасное пристанище царства небеснаго, сретаемый радостными восклицаниями Ангелов.

Торжество нового года нашего, слушатели, возвышается праздником отечества в честь Великой Княгини Елены Павловны. Сотворим, по заповеди Апостола, молитву, да почиет на Ней благословение Божие. Помолимся и о себе самих, да научит нас Господь Бог познавать во всякое время святую волю Его, и пользоваться всяким временем для исполнения повелений Его. Буди, Господи, милость Твоя на нас, и буди благословенно имя славы Твоея во веки! Аминь.

(преподобный Макарий Алтайский)

источник: Слово покойного архимандрита Макария на Новый год // Прибавления к изданию творений св. Отцов. 1848. Ч. 7. С. 272-281.

Молитва мученику Вонифатию Тарсийскому

О, многострада́льный и всехва́льный му́чениче Вонифа́тие! Ко твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний нас, пою́щих тебе́, не отве́ржи, но ми́лостиво услы́ши нас. Виждь бра́тию и се́стры на́ша, тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мыя, виждь того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вой и ве́чнаго спасе́ния отпа́дающия. О, святы́й му́чениче Вонифа́тие, косни́ся се́рдцу их да́нной ти от Бо́га благода́тию, ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных и ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Го́спода Бо́га, Его́ же ра́ди страда́л еси́, да прости́в нам согреше́ния на́ша, не отврати́т ми́лости Своея́ от сыно́в Свои́х, но да укрепи́т в нас трезве́ние и целому́дрие, да помо́жет Свое́ю десни́цею трезвя́щимся спаси́тельный обе́т свой до конца́ сохрани́ти во дни и нощи́, о нем бо́дрствующе и о нем до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́лище да́ти. Приими́, уго́дниче Бо́жий, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих; жен честны́х, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад си́рых и убо́гих, от пиа́ниц оста́вленных, всех нас, ико́не твое́й припа́дающих, и да прии́дет сей вопль наш моли́твами твои́ми ко престо́лу Всевы́шняго дарова́ти всем по моли́твам их здра́вие и спасе́ние душ и теле́с, наипа́че же Ца́рство Небе́сное. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный час исхо́да на́шего помози́ прейти́ непреткнове́нно возду́шные мыта́рства и моли́твами твои́ми изба́ви ве́чнаго осужде́ния. Умоли́ же Го́спода дарова́ти нам к Оте́честву на́шему любо́вь нелицеме́рную и непоколеби́мую, пред врага́ми Це́ркве святы́я ви́димыми и неви́димыми си́лу непобеди́мую, да покры́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емыя ве́ки веко́в. Ами́нь.