Неделя 14-я по Пятидесятнице. Собор прпп.отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих 2023 г

Тексты на Литургии:

Второе послание апостола Павла к Коринфянам (2Кор.1:21 — 2:4)

Евангелие от Матфея (Мф.22:1-14)

Тропарь преподобному Феодосию, игумену Киево-Печерскому, глас 8

Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлюби́в мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́блественне дости́г, всели́лся еси́ в пеще́ру,/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси́,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, проси́яв, о́тче Феодо́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь преподобному Илариону, схимнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 1

Вои́стину досто́йне нарече́н был еси́ Иларио́н,/ ти́хостен бо и кро́ток нрав по и́мени твоему́ име́л еси́, блаже́нне,/ и́мже кро́ткому Го́споду Иису́су благоугоди́в,// моли́ся Ему́ о нас рабе́х твои́х.

Тропарь преподобному Дионисию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4

Же́ртву Безкро́вную приноси́вый Го́сподеви непоро́чне/ и служи́вый Ему́ по зва́нию своему́ мно́гое вре́мя неле́ностне,/ свяще́нне Диони́сие,/ моли́ся о нас,// любо́вию чту́щих тя.

Тропарь преподобному Лонгину, вратарю Печерскому, в Дальних пещерах, глас 1

Преподо́бне и Богоблаже́нне о́тче Ло́нгине,/ врат монасты́рских опа́сный храни́телю,/ опа́снейший же и неусы́пный свои́х чу́вствий/ от вся́каго мирска́го су́етствия затвори́телю,/ моли́ наре́кшаго Себе́ дверь Го́спода Сла́вы,// да отве́рзет нам дверь ми́лости Своея́.

Тропарь преподобному Зинону, постнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4

Преподо́бне о́тче Зино́не,/ преподо́бне и че́стне житие́ твое́ на земли́ препроводи́вый/ и тем Бо́гови по премно́гу благоугоди́вый,/ моли́ о нас,// чту́щих па́мять твою́.

Тропарь преподобному Софронию, затворнику Печерскому, глас 1

Простра́нна пути́, веду́ща в па́губу,/ блаже́нне Софро́ние, угонза́я,/ затвори́лся еси́ в те́мне ме́сте пеще́рнем,/ иде́же день и нощь в моли́твах и слеза́х/ и в ручно́м де́ле подвиза́яся,// обре́л еси́ ве́чный живо́т и наслажде́ние.

Тропарь преподобному Руфу, затворнику Печерскому, глас 8

Послуша́ние свято́е, нарица́ющееся живо́т,/ преподо́бне о́тче Ру́фе, прие́м,/ живо́т ве́чный о́ным пости́гл еси́,// иде́же живя́, не забу́ди и нас, хва́лящих тя.

Тропарь преподобному Мартирию, диакону Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 1

Служи́вый в чи́ну диа́конства Го́сподеви до́бре,/ честны́й иеродиа́коне Марти́рие,/ и та́мо я́ко слуга́ Госпо́день обреты́йся,/ иде́же и Госпо́дь твой,/ моли́ся Ему́ и о нас,// да пода́ст нам ве́лию ми́лость.

Тропарь преподобному Павлу Послушливому, Печерскому, в Дальних пещерах, глас 3

Послуша́нию Христо́ву подража́вый,/ и и́мени Его́ ра́ди во вся́ком послуша́нии,/ терпели́вне, да́же до сме́рти, Па́вле всече́стне, потруди́выйся,/ мзду же ны́не послуша́ния своего́ трудолю́бно от Го́спода прие́м,// к Нему́ всегда́ моли́ся о нас, пою́щих тя.

Тропарь преподобному Титу Печерскому, бывшему воину, глас 3

Во́инство тле́нное оста́вль,/ в нетле́нном ввоени́лся еси́ Христо́ви,/ и ору́жием Его́ кре́стным победи́в подзе́мных ефио́пов,/ побе́ды вене́ц от Христа́, Ти́те, сла́вно прия́л еси́,// Ему́же моли́ся дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость.

Тропарь святителю Павлу, митрополиту Тобольскому, глас 3

Просла́вим, ве́рнии, благоче́стие возлюби́вшаго/ и от ю́ности и́го Христо́во усе́рдно восприи́мшаго,/ ре́вностнаго святи́теля Це́ркве Росси́йския,/ в Богоспаса́емом гра́де Тобо́льске подвиза́вшагося./ Ты же, Богому́дре о́тче Па́вле,/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же Престо́лу Бо́жию предстоя́,// моли́ спасти́ся всем нам.

Тропарь преподобному Феофилу Печерскому, архиепископу Новгородскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 4

Пра́вило ве́ры, и о́браз кро́тости,/ и воздержа́ния изве́стный учи́тель Христо́ву ста́ду вои́стину был еси́,/ уча е́ вы́ну смире́нию,/ не му́дрствовати е́же высо́кая,/ сего́ ра́ди стяжа́л, я́же жела́ше,/ о́тче святи́телю Фео́филе,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь преподобному Ипатию целебнику, Печерскому, в Дальних пещерах, глас 1

Безнача́льнаго о́наго и ти́хаго ме́ста,/ иде́же несть печа́ли, ни воздыха́ния,/ дости́гнути, преподо́бне, жела́я,/ не дал еси́ себе́ зде поко́я нима́ло,/ но при́сно день и нощь в де́лех вся́ких/ и жесто́ком жити́и трудолю́бно подвиза́яся, пребыва́еши,/ тем жела́емого получи́л уже́, Ипа́тие,// моли́ся о душа́х на́ших.

Тропарь преподобному Сисою, схимнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 1

Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Сисо́е,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Тропарь преподобному Пафнутию, затворнику Печерскому, глас 2

Ве́лия ве́ры исправле́ния,/ в пеще́рнем затво́ре, я́ко на воде́ упокое́ния,/ преподо́бне о́тче Пафну́тие, ра́довался еси́,/ огне́м бо любве Бо́жественныя распаля́ем,/ бде́нием и моли́твою́ безстра́стия дости́гл еси́/ и яви́лся еси́ равноа́нгельный на земли́,// того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.

Тропарь преподобным Анатолию, в Ближних пещерах, и другому Анатолию затворнику, в Дальних пещерах, Печерским, глас 3

Преблаже́ннии и Богоно́снии отцы́ на́ши, Анато́лие и Анато́лие Затво́рниче,/ я́ко стяжа́вшии дерзнове́ние ко Го́споду/ равноа́нгельным свои́м житие́м,/ его́же ра́ди обогати́ Христо́с нетле́нием и чудесы́ мо́щи ва́ша,/ мо́лим вас приле́жно:/ испроси́те душа́м на́шим очище́ние// и ве́лию и бога́тую ми́лость.

Тропарь преподобному Памве, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 1

Неле́ностным послуша́нием/ и отверже́нием во́ли своея́/ кре́пко себе́ обузда́в,/ вда́лся еси́ за Христа́ Бо́га на му́ки и ра́ны,/ от Него́же сугу́бо, всече́стне о́тче Па́мво, венча́вся,// моли́ся о душа́х на́ших.

Тропарь преподобному Пиору, затворнику Печерскому, глас 5

Затвори́выйся в ме́сте те́мне, Богоблаже́нне Пио́ре,/ и отню́д све́та сего́ и вся́ких пре́лестей в нем су́щих зре́ти нехоте́вый,/ Све́та же днесь Невече́рняго сподо́блься,// моли́ и нам Све́том те́мже озари́тися.

Тропарь преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4

Евфи́мие всече́стне,/ преподо́бным единоревни́телю и А́нгелом собесе́дниче,/ получи́вый с ни́ми житие́м свои́м чи́стым и безмо́лвным ве́чная блага́я,/ моли́ся Го́сподеви при́сно о всех нас,// да и мы тех же благ сподо́бимся.

Тропарь святителю Амфилохию Печерскому, Владимиро-Волынскому, глас 4

От мирска́го мяте́жа изше́д,/ в пеще́рах Ки́евских Феодо́сия блаже́ннаго Богому́дренно всели́лся еси́,/ святи́телю Христо́в, о́тче Амфило́хие,/ и отсю́ду во епи́скопа Богоспаса́емей па́стве Влади́миро-Волы́нстей поста́вленный,/ в труде́х, бде́ниих и поще́ниих свя́то подвиза́лся еси́./ И та́ко дости́г доброде́телей соверше́нства,/ па́ки в пеще́ры святы́я возврати́лся еси́,/ иде́же и дух свой благоче́стно преда́л еси́ Го́сподеви, всече́стне,/ к ли́ку преподо́бных Пече́рских причте́н,/ с ни́ми же моли́ся Христу́, всече́стне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4

Евфи́мие всече́стне,/ преподо́бным единоревни́телю и А́нгелом собесе́дниче,/ получи́вый с ни́ми житие́м свои́м чи́стым и безмо́лвным ве́чная блага́я,/ моли́ся Го́сподеви при́сно о всех нас,// да и мы тех же благ сподо́бимся.

Тропарь святителю Амфилохию Печерскому, Владимиро-Волынскому, глас 4

От мирска́го мяте́жа изше́д,/ в пеще́рах Ки́евских Феодо́сия блаже́ннаго Богому́дренно всели́лся еси́,/ святи́телю Христо́в, о́тче Амфило́хие,/ и отсю́ду во епи́скопа Богоспаса́емей па́стве Влади́миро-Волы́нстей поста́вленный,/ в труде́х, бде́ниих и поще́ниих свя́то подвиза́лся еси́./ И та́ко дости́г доброде́телей соверше́нства,/ па́ки в пеще́ры святы́я возврати́лся еси́,/ иде́же и дух свой благоче́стно преда́л еси́ Го́сподеви, всече́стне,/ к ли́ку преподо́бных Пече́рских причте́н,/ с ни́ми же моли́ся Христу́, всече́стне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь преподобному Игнатию, архимандриту Печерскому, глас 4

Чи́стаго ра́ди и непоро́чнаго твоего́ жития́,/ Богоно́се о́тче Игна́тие,/ прие́мый от Го́спода чудотво́рныя да́ры исцеля́ти немощны́я,/ исцели́, мо́лим тя, и не́мощи на́ша,// моля́ о нас Еди́наго Человеколю́бца.

Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Затвори́вый себе́ Го́спода ра́ди в те́мней пеще́ре,/ преподо́бне о́тче Лавре́нтие, многоле́тне/ и О́ному до́бре в ней угоди́вый,/ пода́ждь и нам от вся́каго зла чу́вствия затвори́ти,/ и тьмы страсте́й отврати́тися,// и све́тлость получи́ти Ца́рствия Небе́снаго.

Тропарь преподобному Феодору, князю Острожскому, Печерскому, в Дальних пещерах, глас 7

Преобрази́л еси́ земна́го княже́ния сла́ву/ во и́ночества о́браз смире́нный,/ и вме́сто враго́в ви́димых/ на неви́димыя ополчи́лся еси́,/ и, обою́ победи́тель кра́сен явля́яся,/ еди́н от чудотво́рец Пече́рских показа́лся еси́;/ те́мже и нам ре́вности Бо́жия дар испроси́,/ братолю́бием сердца́ на́ша просвети́// и ко спасе́нию ве́чному стези́ на́ша, Фео́доре блаже́нне, напра́ви.

Тропарь преподобному Иосифу Печерскому, Многоболезненному, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́,/ Ио́сифе, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь преподобному Вениамину Печерскому, в Дальних пещерах, глас 2

Добр купе́ц бысть, Богому́дре Вениами́не,/ бога́тство бо свое́ тле́нно разда́в,/ купи́л еси́ о́ным нетле́нное в Ца́рствии Небе́снем,/ в не́мже ны́не та́мошних благ наслажда́яся бога́тне,// проси́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.

Тропарь преподобному Захарии, постнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 3

По́стническаго ра́ди твоего́ жития́, блаже́нне Заха́рие,/ я́ко прие́мый ве́лию на бе́сы кре́пость,/ моли́ и нам те́хже ко́зней избы́ти,/ получи́ти грехо́в проще́ние// и ве́лию ми́лость.

Тропарь преподобному Паисию Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4

Вели́каго во отце́х подража́я Паи́сия,/ я́коже он в пусты́ню, та́ко и ты в пеще́ру всели́лся еси́,/ иде́же труды́ прилага́я, блаже́нне, ко трудо́м,/ и псало́мскому пе́нию вы́ну прилежа́л еси́,// моли́ о нас, пою́щих тя.

Тропарь преподобному Григорию, затворнику Печерскому, глас 1

Пеще́рный жи́тель и в телеси́ А́нгел/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Григо́рие,/ посто́м, бде́нием, моли́твою/ Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щим ти./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Тропарь преподобному Меркурию, постнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 5

Присносу́щныя, блаже́нне, жела́я сподо́битися жи́зни,/ пра́ведне и непоро́чне/ жизнь свою́ препроводи́л еси́ в ны́нешнем ве́це,/ те́мже, Мерку́рие, жела́емаго ты дости́г,// моли́ и нам ве́чныя сподо́битися жи́зни.

Тропарь священномученику Лукиану Печерскому, пресвитеру, глас 4

И нра́вом прича́стник, и престо́лом наме́стник апо́столом быв,/ дея́ние обре́л еси́, Богодухнове́нне, в виде́ния восхо́д./ Сего́ ра́ди, Сло́во И́стины исправля́я,/ и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве,/ священному́чениче Лукиа́не,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Список Святых:

Преподобный Феодо́сий Печерский, игумен. Преподобный Иларио́н Печерский, схимонах. Преподобный Диони́сий Печерский, Щепа, иеромонах. Преподобный Аммо́н Печерский, странник, затворник. Преподобный Ло́нгин Печерский, вратарь, Трудолюбивый. Преподобный Зино́н Печерский, постник. Преподобный Марти́рий Печерский, затворник. Преподобный Моисе́й Печерский. Преподобный Софро́ний Печерский, затворник. Преподобный Руф Печерский, затворник. Преподобный Марти́рий Печерский, диакон. Преподобный Павел Печерский, Послушли́вый. Преподобный Макарий Печерский, диакон. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Святитель Павел Тобольский, митрополит. Преподобный Фео́фил Печерский, Новгородский, архиепископ. Преподобный Ипа́тий Печерский, целебник. Преподобный Сисо́й Печерский, схимонах. Преподобный Акинди́н Печерский, архимандрит. Преподобный Пафну́тий Печерский, затворник. Преподобный Агафо́н Печерский. Преподобный Анато́лий Печерский, затворник. Преподобный Па́мва Печерский, затворник, иеромонах. Преподобный Пио́р Печерский, затворник. Преподобный Афана́сий Печерский, затворник. Преподобный Досифе́й Печерский, архимандрит. Преподобный Иси́дор Печерский, затворник. Преподобный Тимофе́й Печерский, игумен. Преподобный Евфи́мий Печерский. Святитель Амфило́хий Печерский, Владимиро-Волынский, епископ. Преподобный Игна́тий Печерский, архимандрит. Преподобный Лавре́нтий Печерский, затворник.  Преподобный Фео́дор Васильевич Острожский, Печерский, князь, инок. Преподобный Ио́сиф Печерский, Многоболезненный. Преподобный Вениами́н Печерский, затворник. Преподобный Дании́л Печерский, старец. Преподобный Ахи́ла Печерский, диакон. Преподобный Марда́рий Печерский, затворник. Преподобный Арсе́ний Печерский, Трудолюбивый. Преподобный Кассиа́н Печерский, затворник.Преподобный Не́стор Печерский, Некнижный. Святитель Филаре́т Киевский (Амфитеатров), в схиме Феодо́сий, митрополит. Преподобный Лео́нтий Печерский, канонарх. Преподобный Силуа́н Печерский. Преподобный Евло́гий Печерский, старец. Преподобный Геро́нтий Печерский, канонарх. Священномученик Влади́мир (Богоявленский), Киевский, митрополит. Преподобный Панкра́тий Печерский, затворник, иеромонах. Преподобный Заха́рия Печерский, постник. Преподобный Паи́сий Печерский. Преподобный Фео́дор Печерский, Молчаливый. Преподобный Григо́рий Печерский, затворник. Преподобный Пи́мен Печерский, постник, игумен. Преподобный Мерку́рий Печерский, постник. Священномученик Лукиа́н Печерский, пресвитер

Проповедь дня

Неделя 14-я по Пятидесятнице

Храм Святителя Митрофана Воронежского, 9 сентября 1990 года

Господь пришел к Своему народу, который Он избрал давно, много-много сотен лет назад. Но этот народ Его не принял, за исключением немногих людей. Слово Божие обращено ко всем живущим на земле, но одни народы приняли его, а другие нет. Бывает и так, что кто-то сначала с радостью воспринимает, а потом отвергает слово Божие.

Господь пришел на землю и зовет всех на пир веры, зовет всех в Царствие Небесное, которое Он уподобляет свадьбе, потому что из всех праздников человеческих свадьба – самый радостный. Сейчас, правда, это во многом ушло, но даже то, что люди на свадьбе стараются друг перед другом выставиться как можно больше и больше пир закатить, есть свидетельство той прежней радости, которая шла от сердца, а не от того, чтобы другим показать, каковы, мол, мы. Вот поэтому Господь и уподобляет Царствие Небесное брачному пиру.

Кто же вступает в брак на этом божественном пире? Дух Божий и душа человека сочетаются навсегда в любви. К этому союзу Господь и зовет всех людей, но они находят уважительные причины, чтобы уклониться от Его зова. Одни говорят: меня мама и бабушка ничему не научили, поэтому я ничего не знаю и не слышу этот голос. Другие: я родился и вырос в другой вере, поэтому буду веровать так, как мои предки, независимо от того, правильно это или нет. А третьим просто некогда: всякие дела, заботы, к кому родственники приехали, кто просто устал, у кого-то стирки много. Другой говорит: а я вчера был, зачем и сегодня идти? И таких оправданий множество: один, как говорит Господь, село купил, второй бизнесом занят и так далее и тому подобное. И некогда человеку откликнуться на зов Божий. Почему так? Потому что сердце не отзывается, молчит, оно принадлежит чему-то иному. Зовет Господь всех, а идут далеко не все.

Мы вот с вами пришли на этот пир веры, потому что церковь, Божественная литургия – это и есть Царствие Небесное на земле. Знаем мы это или нет, чувствуем или нет, но Царствие Небесное – оно вот здесь, сейчас явлено во всей своей полноте. Только воспринять его мы можем каждый в ту меру, насколько кто подготовился, насколько смог облачиться в брачную одежду.

На Востоке люди, идя на брачный пир, готовились к нему, надевали все самое лучшее. А в доме у жениха, где обычно была свадьба, выдавались специальные брачные одежды. Но не все приходят в брачном облачении, не все готовятся. Не все из идущих в храм даже знают о том, что здесь есть Царствие Божие, к которому можно приобщиться. Стоят в храме телом своим, а дух не может воспринять это, уяснить, усвоить, потому что человек отягчен совсем иным. А бывает, человек и в храм-то пришел не за этим, не за Царствием Небесным, а еще за чем-то. Мало ли нужд у человека? Мало ли за чем к Богу можно обратиться? Поэтому Господь говорит: «Много званых, а мало избранных».

И ради избранных Господь пролил Свою Кровь. Сможем ли мы стать этими избранными? Если захотим, то сможем, а если не захотим, то не сможем. Иной говорит: я вроде бы хочу, но у меня ничего не получается. Дело в том, что на словах каждый человек этого хочет, но всякое желание обычно сопряжено с неким деланием, которое подтверждает его желание. Самые простые примеры: человек захотел пить, и, если он дома, он идет к чайнику, а если на улице – то ищет квасную бочку. Не так ли? Так. Если человек хочет учиться, он поступает в учебное заведение, соответствующее его интересам. Бывает, что человек не хочет учиться, а хочет иметь диплом – тогда он поступает туда, куда легче поступить, но при этом получает не образование, а лишь свидетельство о нем. Не так ли? Так. Если человек хочет жениться или выйти замуж, он ищет жену или старается понравиться какому-нибудь жениху. Не так ли? Так. Если человек хочет вылечить зуб, он идет к зубному врачу. Если человек хочет отдохнуть, он ложится. Если человек хочет приобщиться к Царствию Небесному, он начинает исполнять заповеди Божии. И по тому, кáк он исполняет, можно понять, действительно ли он хочет Царствия Небесного или нет. Потому что просто декларировать: я, дескать, хочу – это все пустые слова. Слова должны подтверждаться делом.

И вот Господь говорит: «Пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир», злых и добрых, чтобы наполнился брак возлежащими. И наш брак тоже наполнился, все мы собрались вокруг престола Божия, где уготована трапеза, которой многие из нас будут приобщаться. А многие не будут, по разным причинам: один не подготовился, потому что ему было лень; другой так тяжко согрешил, что даже стыдно в этом признаться, все старается юлить, думает, что Бог не видит и не знает. И много разных обстоятельств у человека. И есть среди нас разные люди, и добрые, и злые.

А почему Господь избрал именно всех вместе, и злых, и добрых? Нельзя ли было одних добрых призвать, хороших? Нет, никак нельзя, потому что Господь хочет спасти всех и каждого. Просто задача у всех разная. Если ты добр, то в этом еще нет награды. Да, ты добрый, ну и что? Тебя Бог и сотворил таким. Поэтому если хочешь достичь Царствия Небесного, ты должен стать по крайней мере в два раза добрее. Вот тогда будет награда, тогда виден будет твой труд. А если ты злой, ты должен перестать быть злым, и, если достигнешь хотя бы половину доброты, которую имеет тот добрый изначала, для тебя этого будет достаточно, чтобы войти в Царствие Небесное. И хотя тот, ничего не делая, превосходит тебя в доброте, но он Царствия Небесного не достигнет, потому что ничего для этого не сделал. А ты, будучи злым, потрудился и перестал быть злым. И это будет великий христианский подвиг, за который Господь тебя похвалит.

Господь хочет, чтобы мы были людьми добродетельными, старались делать добро. А что такое добро? Это есть исполнение заповедей Божиих. И мы сможем их исполнять, только их познав. А для этого мы должны знать Священное Писание, чтобы нам понимать, в чем заповеди состоят. Поэтому один из наших тяжких грехов – это невежество. Когда человек говорит, что он не знает, этим он не освобождается от наказания. Причем наказывает его не Бог, а он сам себя наказывает. Потому Господь и говорит: не знавший и не делающий биен будет.

Конечно, кто знал и не делал, биен будет больше. Это понятно. Для человека, который палец о палец не ударил для Господа, Царствие Небесное будет закрыто. Он уподобляется тем юродивым девам, которым Господь даровал все, дал и хорошие природные свойства души, но которые не смогли употребить их во благо. Среди нас нет абсолютных негодяев. В каждом какое-то негодяйство присутствует, но имеется и некая часть добра. Каждый из нас от других отличается каким-то хорошим свойством души, данным ему от Самого Бога. Но мы не трудимся для того, чтобы прибавить себе это добро и убавить то зло, которое мы приобрели в своей жизни, предварительно себя развратив.

Поэтому нам обязательно нужно этот труд приложить, и Господь его от нас ждет. И если мы будем понуждать себя на этот труд души, тогда сможем воспринять то, что здесь сейчас происходит и что происходит всегда во всех церквях независимо от того, какой это храм, какой поет хор, кто служит. Потому что евхаристия только совершается руками священника, а претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Свою Сам Христос. Поэтому духовно это все повторяется везде совершенно одинаково, это такая же Тайная вечеря, на которой и апостолы присутствовали. Но только одни причащаются в жизнь вечную, а другие – в муку вечную. Отчего это бывает? Оттого, что мы не понимаем и не чувствуем, чтó здесь происходит. А для того, чтобы увеличилась возможность нашего сердца в восприятии Царствия Небесного, в усвоении его, нужно сперва усвоить заповеди Божии.

Среди нас очень много ленивых людей, причем ленивых духовно. Духовная лень свойственна нам, потому что мы люди плотские и душевные и все духовное нам дается с величайшим трудом. Но мы и малого даже труда не хотим совершить, а потом почему-то удивляемся, что продолжаем пребывать в тех же грехах, в которых пребывали пять и десять лет назад, что в нас никакого очищения не происходит, что сердце наше никак навстречу Богу не раскрывается. И Евангелие для нас уже не расширяется, ничего нового мы там не открываем, потому что читаем вроде бы одно и то же.

Вот до какого состояния мы доходим. А почему? Бог что ли виноват? Нет, это происходит только оттого, что мы не делаем шаг вперед. Сколько ни вчитывайся в Евангелие, ничего не произойдет. Как ни старайся внимательно, по складам читать молитвы, они не дойдут никогда до твоего сердца и никогда не станут эти чужие слова твоими – до тех пор, пока ты не начнешь исполнять заповеди Божии. Только в том случае, если будешь нудить себя на исполнение заповедей, только тогда это понуждение откроет тебе и молитву, и познание Священного Писания. Без этого невозможно.

Поэтому духовная жизнь начинается всегда с покаяния. Надо нам глубоко понять, что мы находимся в погибели и нуждаемся в Спасителе. А мы подчас даже забываем, Кому молимся. Настолько сам процесс этого чтения нас захватывает, что мы забываем, перед Кем стоим и Кому эти слова говорим, стараясь лишь исполнить какой-то закон. И это большая опасность. Фарисеи очень здорово молились и очень крепко знали Священное Писание, а когда к ним пришел Бог, они Его распяли. Вот так очень часто и с нами происходит.

Да, мы уже научились исполнять правило, и ежедневно читать Евангелие вошло у нас в навык, многие его даже очень неплохо знают. Тем не менее на нашей жизни это не отражается никак, потому что все это пока еще фарисейство. А наша праведность должна превзойти праведность фарисеев, иначе мы не войдем в Царствие Небесное. Надо обязательно учиться и дальше, потому что Господь ставит нам задачу высшую: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб… А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас». Вот что Господь требует.

Допустим, есть человек, который тебя ненавидит и делает тебе зло. И ты как грешник тоже его ненавидишь и хочешь ему отомстить. Это все нормально и естественно и нам понятно. Но если ты хочешь научиться молиться, если ты хочешь достигнуть Царствия Небесного, ты должен это желание в себе победить, должен так суметь себя сломать, чтобы сделать этому человеку добро. Он тебе зло – а ты ему платишь добром. Он тебе еще больше зла – а ты ему еще больше добра. И так до самой смерти, независимо от того, покается он, изменится, попросит у тебя прощения или нет.

Мало ли что мне там хочется, мало ли какие мне мысли сладострастные в голову приходят, как бы я его убил, уничтожил, отомстил. Но раз Господь сказал, что надо молиться за тех людей, которые творят нам напасти, значит, я это и буду стараться делать. Такое понуждение себя и есть исполнение заповедей Божиих. И так нужно поступать с любой страстью: и с гневом, и со злоречием, и с помыслами. Вот поэтому христианин уподобляется воину Христову, что его жизнь есть непрестанная битва со злом, которое он видит в самом себе. Не искать вокруг виноватых, не оправдывать себя ни в чем, а искать вину в себе, потому что все мы безнадежно и очень много перед Богом провинились.

Конечно, жизнь наша трудна, и сами мы по своему существу люди грешные, но Царствие Небесное для нас не закрыто. И пока мы живы, Господь ждет, что мы обратимся к Нему, потому что ни один человек не может сам себя из злого сделать добрым, из плохого – хорошим. Только Господь это может, и надо Его об этом просить, надо взывать: Господи, спаси меня, я погибаю. Если какую-то заповедь не можешь исполнить, обратись к Богу, скажи: Господи, моя воля направлена на то, чтобы это исполнить, Ты мне помоги справиться с моей немощью, с моим грехом, с моим злом. Обращайся к Нему, Который здесь, сейчас стоит среди нас.

И Он всегда стоит среди нас. Как один святой сказал: молящийся человек – это уже церковь. Поэтому когда мы только направим мысль свою к Богу, Он уже выбегает к нам навстречу. Да, мы грешные, мы блудные дети, но, как только мы устремляемся в Отчий дом, Господь тут же выбегает к нам навстречу и готов принять нас в Свои объятия, готов простить, готов тельца упитанного закласть, чтобы дать нам в пищу.

Он отдал ради нас на смерть Сына Своего Единородного. Кто может сказать: я достоин причащаться Тела и Крови Христа Спасителя? Никто не может так сказать. А Василий Великий говорил: знаю, Господи, что недостоин «и суд себе ям и пию». Как можно быть достойным такой святыни? Но милость Божия простирается на нас, Господь не отвергает нас, Он хочет нас исцелить. А мы сами своей злой волей, разлененностью, гордостью препятствуем спасению нашей души. Поэтому если кто-то из нас погибнет, то в этом будет виноват он сам, потому что сам не захотел. Потому что Царствия Небесного нужно алкать и жаждать, как человек хочет есть и пить, когда ему долго не давали. Вот если он так хочет Царствия Небесного, он сумеет, он найдет. Господь выйдет Ему навстречу и возьмет его к Себе. Аминь.

(протоиерей Димитрий Смирнов)

источник: Проповеди / Протоиерей Димитрий Смирнов. — Москва: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2001-. / Кн. 7. — 2008. — 319 с.