Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха 2024 г
Тексты на Литургии:
Деяния святых Апостолов (Деян.5:12–20)
Евангелие от Иоанна (Ин.20:19–31)
Тропарь Недели Антипасхи, глас 7
Запеча́тану гро́бу,/ живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех воскресе́ние;/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.
Перевод: Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; и, когда двери были заперты, Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, через них Дух Правый обновляя в нас по великой Твоей милости.
Кондак Недели Антипасхи, глас 8
Любопы́тною десни́цею/ жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же;/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.
Перевод: Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими Апостолами стал взывать Тебе: «Ты – Господь и Бог мой!»
Проповедь дня
Фомино воскресенье
Христос Воскресе!
«Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам», – говорили друг другу Лука и Клеопа, переживавшие радость встречи с Воскресшим Христом на пути в Эммаус. Ликующие, они поспешили вернуться в Иерусалим, чтобы поделиться пережитой радостью с остальными учениками. Но те уже и сами свидетельствовали о необыкновенном Событии, ибо Воскресший явился Симону-Петру. Во время радостных восклицаний и братских объятий Апостолов, раздался тихий и такой близкий и знакомый голос: «Мир вам!» Апостолы увидели Иисуса. Он «показал им руки и ноги и ребра Свои».
В эти светлые дни, полные трепетных и радостных переживаний, когда Апостолы убедились в том, что Он воистину воскрес, Спаситель настойчиво подчеркивает им, что пред ними не призрак, не дух, что воскресло Его тело, взойдя на высшую ступень духовной телесности, не знающей препятствий и ограничений, свойственных грубой материи. Это не возвращение к прежней жизни, это новая жизнь, полное преображение тела.
Жив Господь, в этом убеждались ученики. Но вот, из одиннадцати только Фома остался как бы в стороне. Он пробирается по спящим улицам Иерусалима к дому, в котором собрались ученики. Идет он осторожно, опасливо оглядываясь. Двери дома крепко заперты. Условный стук и Фома среди друзей. Его окружили взволнованные лица, многие плачут от радости, восторженно говорят ему собратья о том, что они видели Воскресшего Учителя. Горечью обиды сжимается сердце Фомы, и он восклицает: «Если не увижу (сам)… и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». В этом «если не увижу – не поверю» было выражено, как замечает Церковь Святая, «доброе Фомино неверие», то есть желание скорее самому увидеть Воскресшего Учителя.
И вот, на восьмой день снова появился Иисус среди учеников, снова раздался тихий голос: «Мир вам» и к Фоме обращенный ласковый укор: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». – «Господь мой и Бог мой», – трепеща от радости воскликнул Фома.
Обратите, дорогие, внимание на то, что Воскресший Христос не явился ни Анне, ни Каиафе, ни кому-либо из Своих мучителей. Почему? Да потому, что их злая воля противилась очевидности, противилась обладанию Светом. К ним всецело относились слова Авраама: «если кто и из мертвых воскреснет – не поверят». Но явился Он «доброму неверию» Фомы, явился и Своему гонителю Савлу, призвав его к благовестию, ибо душа Савла тосковала о Боге, искала Истину; ему мешало заблуждение, а не собственная воля. Савл не только не осязал ран Воскресшего, но и не видел Его облика. Через три года после крестных Страданий с Небесной Высоты прозвучавший призыв Воскресшего преобразил душу его и гонитель Савл стал Апостолом Павлом.
Почти двадцать столетий прошло от дней явления Апостолам Христа Воскресшего, но и сейчас мы с трепетом глубокой радости встречаем светлый день Христова Воскресения, вместе с Апостолом Фомой восклицая: «Господь мой и Бог мой!»
«Истина Христова Воскресения есть Истина всецелая, полная, не только Истина веры, но также и Истина разума, торжество Правды и Добра». За эту Истину были распяты Апостолы Петр и Андрей, обезглавлены Апостолы Иаков и Павел, казнены Апостолы Филипп и Нафанаил. За Воскресшего всегда была гонима Церковь Его, шли и идут, идут на страдания тысячи и тысячи мучеников. Идут с вечным гимном победным на устах:
«Воистину Христос Воскресе!» Аминь.
епископ Митрофан (Зноско-Боровский)
источник: Слова и проповеди./ епископ Митрофан (Зноско-Боровский)