Сорок мучеников Севастийских 2022 г

В Обители отслужили Литургию Преждеосвященных Даров в день памяти сорока мучеников Севастийских.

“Воины услышали глас Претерпевший до конца, той спасен будет, какие удивительные слова. Но наши трудности-это приятная прогулка по сравнению со страданиями нашего Спасителя. Глядя на житие 40 мучеников, на их терпение, мы можем задуматься, как надо стараться пройти этот Пост. Мы часто впадает в грех малодушия, нам не хватает ревности. Поэтому этот подвиг, оставаясь недосягаемым для нас, есть пример дерзновения и ревности о Господе.” Сказал на проповеди иерей Евгений Новиков

 Сорок мучеников Севастийских: Мученики Кирио́н, Канди́д, Домн, Иси́хий, Ира́клий, Смара́гд, Евно́ик, Вале́нт, Вивиа́н, Кла́вдий, Приск, Феоду́л, Евти́хий, Иоа́нн, Кса́нфий, Илиа́н, Сиси́ний, А́нгий, Ае́тий, Фла́вий, Ака́кий, Екди́кий (Екди́т), Лисима́х, Алекса́ндр, Или́й, Горго́ний, Фео́фил, Дометиа́н, Га́ий, Лео́нтий, Афана́сий, Кирилл, Сакердо́н, Никола́й, Вале́рий, Филоктимо́н, Севериа́н, Худио́н, Мелито́н и Агла́ий.

Тропарь 40 мученикам Севастийским, глас 1

Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

Перевод: Страданиями святых, которые они за Тебя претерпели, умилостивься, Господи, и все наши болезни исцели, Тебе, Человеколюбец, молимся.

Ин тропарь 40 мученикам Севастийским, глас 1

Страстоте́рпцы всечестни́и,/ во́ини Христо́вы четы́редесяте,/ тве́рдии ору́жницы,/ сквозе́ бо огнь и во́ду проидо́сте/ и А́нгелом согра́ждане бы́сте,/ с ни́миже моли́теся Христу́ о и́же ве́рою хва́лящих вас./ Сла́ва Да́вшему вам кре́пость,/ слава Венча́вшему вас,// сла́ва Подава́ющему ва́ми всем исцеле́ния.

Перевод: Мученики всеми почитаемые, сорок воинов Христовых, крепко (верою) вооруженных, сквозь огонь и воду вы прошли и стали согражданами ангелов, с ними же молитесь Христу обо всех, с верой прославляющих вас. Слава Давшему вам силу, слава Венчавшему вас, слава Подающему через вас всем исцеления.

Кондак 40 мученикам Севастийским, глас 6

Все во́инство ми́ра оста́вльше,/ на Небесе́х Влады́це прилепи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять,/ сквозе́ огнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии,/ досто́йно восприя́сте сла́ву с Небе́с// и венце́в мно́жество.

Перевод: Все служение в воинстве земном оставив, на Небесах с Владыкой соединились, сорок страстотерпцев Господних, через огонь и воду прошедшие, блаженные, по достоинству получили вы славу с Небес и множество венцов.

Цитата дня

Храм Святителя Митрофана Воронежского, 21 марта 1992 года, вечер

“Мученикам Севастийским придумали очень интересную казнь. Вообще в те времена люди были весьма изобретательны на всякие такие штуки. Им не стали рубить головы, не стали давать их на съедение диким зверям, а решили их заморозить, поставили на лед. А чтобы приятнее было стоять на льду, соорудили на берегу баню и жарко ее натопили, чтоб они все-таки дрогнули и отказались от своего, как их мучители думали, заблуждения – от веры во Христа. Святые мученики, будучи воинами, имели полную возможность защищаться, драться, но они добровольно сложили оружие и решили ради Христа потерпеть. Только один не выдержал и побежал к этой бане. И как только он туда вошел, упал замертво: сосуды не выдержали резкого расширения, а может быть, и сердце – инфаркт случился.

В это время один из стражников увидел спускающиеся с неба на головы этих мужественных людей тридцать девять венцов. Тогда он быстро разделся донага и бросился к ним в озеро. Так в одну секунду он был причтен к этому сонму сорока мучеников, хотя и не был крещеным, никогда не слышал, наверное, о Христе и вряд ли читал Евангелие, потому что тогда книгопечатания не было и Евангелия целиком не имели даже в христианских общинах. Были только отдельные книги, их переписывали от руки и читали в церковных собраниях. Но святая Церковь почитает этого человека вместе со всеми мучениками, и на иконе изображен сороковой венец, спускающийся на главу вот этого последнего, хотя он вместе с ними не страдал всю ночь, не терпел, а в нем этот переворот случился в одно мгновение. Но то, что с ним произошло, – это именно то самое главное, что должно произойти с каждым из нас.

Что же в нем произошло? Он решился стать таким, как они. Он был покорен их подвигом, он был поражен божественной красотой их христианского мужества, он был побежден их кротостью. То есть его сердце по своему внутреннему устроению стало совершенно тождественно сердцам этих людей. Поэтому все остальные вещи: и молитва, которой он не знал, и Священное Писание, которого он не читал, и, конечно, он никогда не входил в евхаристическое собрание, и был некрещеным человеком, – но за одну вот эту решимость Господь все восполнил. Потому что и крещение, и чтение слова Божия, и молитва, и общее церковное собрание – все те неисчислимые драгоценности, которые мы с вами имеем, – это всего лишь средства достижения любви к Богу, средства достижения близости к Нему, средства, с помощью которых человек может возгреть в себе желание подвига ради Христа, желание взвалить на себя это иго, о котором Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» в вечной жизни. И вот этой решимости не хватает, собственно, каждому из нас, чтобы уподобиться им, чтобы получить тот же венец от Бога.

Спрашивается, почему мы никаких венцов над головой других людей не видим, а этот грубый воин, который еще несколько секунд назад исполнял роль палача, почему он увидел? Дело в том что Господь человеку, который готов решиться на подвиг, помогает. Вот этот человек всю ночь сидел у натопленной бани, ему было тепло и хорошо, и он смотрел на мучеников, и созерцание их прекрасного подвига перерождало его душу. Видимо, ему осталось совсем немножко, наверное, он колебался, поэтому Господь ему помог. Господь смилостивился над ним и показал ему ту славу небесную, которую получают эти мужи. И тогда он возжелал того же.

Спасение души возможно только тогда, когда человек возжелает жизни духовной, возжелает подвига, а не этой пошлой мирской жизни. Особенно современная цивилизация – это вообще царство пошлости, потому что все превратилось в суррогат, ничего настоящего уже не осталось. Отдельные крупицы чего-то подлинного еще кое-где есть, а все остальное насквозь фальшивое. Поэтому в наше время отказ от всего этого даже подвига не представляет, потому что в мире царствует очевидная самодовольная пошлость. Дьявол, он вообще пошл, он даже ничего придумать-то не может интересного, а только бесконечно повторять, нудить все одно и то же. Это сплошная серятина, это все настолько примитивно, что мы только в силу своей духовной неразвитости можем попадаться на его дурацкие уловки”.

<…>

(протоиерей Димитрий Смирнов) 

Источник: Проповеди. Книга 7. / протоиерей Димитрий Смирнов — Москва: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2008. – 319 с. ISBN 978-5-89439-105-2

 Жаворонки. История и рецепт

Печь в Ве­ли­кий пост «жа­во­рон­ков» — кра­си­вая на­род­ная тра­ди­ция, свя­зан­ная с днем па­мя­ти со­ро­ка Се­ва­стий­ских му­че­ни­ков. Это бы­ли во­и­ны, ко­то­рые жи­ли в IV ве­ке и при­ня­ли смерть за Хри­ста. Мы по­дроб­но рас­ска­жем об обы­чае печь пост­ные бу­лоч­ки, ко­то­рые лас­ко­во на­зы­ва­ют «жа­во­рон­ка­ми».

Что та­кое «жа­во­рон­ки»

Жа­во­рон­ки — это пе­че­ные птич­ки из прес­но­го те­ста. Их хо­зяй­ки на Ру­си го­то­ви­ли к празд­ни­ку со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских, ко­то­рый в Церк­ви от­ме­ча­ет­ся 22 мар­та по но­во­му сти­лю.

 Тра­ди­ция печь жа­во­рон­ков

В Ве­ли­кий пост на Ру­си хо­зяй­ки пек­ли «жа­во­рон­ков». Это бу­лоч­ки-птич­ки из пост­но­го те­ста, ино­гда вы­леп­лен­ные вме­сте с гнез­да­ми и яич­ка­ми. Жа­во­рон­ков обыч­но пек­ли всей се­мьей в день па­мя­ти 40 му­че­ни­ков, в Се­ва­стий­ском озе­ре му­чив­ших­ся, ко­то­рый празд­ну­ет­ся 22 мар­та по но­во­му сти­лю.

Го­то­вых пти­чек «са­жа­ли» на ок­но, а часть из них от­да­ва­ли де­тям для их за­бав. При­ня­то бы­ло, по ста­рин­ной тра­ди­ции, ко­то­рая бра­ла на­ча­ло еще в язы­че­стве, «за­кли­нать вес­ну». Пе­че­ных пти­чек цеп­ля­ли на длин­ные пру­ты, нес­ли на са­мую вы­со­ку гор­ку и кри­ча­ли что есть мо­чи: «Вес­на-крас­на, на чем при­шла? — На со­хе, на бо­роне, на ов­ся­ном сно­пу, на ржа­ном скир­ду». Или: «Сол­ныш­ко-вед­рыш­ко, вы­гля­ни в окош­ко. Сол­ныш­ко, на­ря­дись, Крас­ное, по­ка­жись! По­шли нам, Гос­по­ди, теп­ло­го ле­та, уро­жай­но­го го­да и по­боль­ше све­та!». Кли­кая вес­ну, пе­ли осо­бые пес­ни — вес­нян­ки.

Кро­ме жа­во­рон­ков к празд­ни­ку 40 му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских еще пек­ли пост­ные бли­ны — «прес­нуш­ки».

Автор: Ели­за­ве­та Кик­тен­ко

Как печь жа­во­рон­ков — ре­цепт жа­во­рон­ков

Вам по­тре­бу­ет­ся:

Для те­ста: 2 кг му­ки, 50 г дрож­жей, 250 г рас­ти­тель­но­го мас­ла, 1 ста­кан са­ха­ра, 0,5 л во­ды, ще­пот­ка со­ли.
Для об­ма­зы­ва­ния жа­во­рон­ков: слад­кий креп­кий чай.

При­го­тов­ле­ние:

Жа­во­рон­ки де­ла­ют­ся из креп­ко­го, упру­го­го те­ста. Из кус­ка хо­ро­шо вы­бро­див­ше­го те­ста рас­ка­тать ва­лик, на­ре­зать на кус­ки мас­сой при­мер­но 100 г, рас­ка­тать из них жгу­ты. За­тем:

1. Жгут за­вя­зать уз­лом, го­лов­ке при­дать со­от­вет­ству­ю­щую фор­му, во­ткнуть изю­мин­ки-гла­за, слег­ка при­мять паль­ца­ми хво­стик, сде­лать ма­лень­ким но­жич­ком над­ре­зы-пе­рыш­ки, сма­зать по­верх­ность на­сто­ем креп­ко­го чая с са­ха­ром, ис­печь.

2. Жгут те­ста на­до рас­ка­тать так, чтобы один ко­нец был тон­ким и гиб­ким — го­лов­ка, а все те­ло по­тол­ще, удли­нен­ное, его на­до слег­ка при­мять паль­ца­ми. Хвост ве­е­ро­об­раз­но над­ре­зать но­жи­ком. Для кры­лы­шек те­сто тон­ко рас­ка­тать, вы­ре­зать кры­лыш­ко, над­ре­зать пе­рыш­ки, сма­зать ча­ем, по­след­няя де­таль — изю­мин­ки-глаз­ки.
Ав­тор ре­цеп­та: просфор­ная Свя­то-Си­мео­нов­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра

Литургия Преждеосвященных Даров в день памяти сорока мучеников Севастийских 22 марта 2022