Вознесение Господне

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 19). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.

Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1, 1–12; Мк. 16, 9–20; Лк. 24, 36–53). Этот день всегда приходится на четверг 6 седмицы после Пасхи. Христос, воскреснув силою Божества, через Вознесение удостоил наше обоженное и одухотворенное [587] человеческое естество величайшей чести и славы – «милостивно вознес» его. Таким образом, «седением с Отцем почтеся наше отпадшее естество» [588].

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо. «Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово, обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси» [589].

По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и «сел одесную Бога Отца». Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал еще ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: «сел одесную Отца».

По Своем вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он уже не видим среди верующих в Него телесными очами, но, по словам кондака праздника, пребывает «никакоже отлучаяся» от нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.

Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: «Чини Ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя» [590]. Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов [591]. Здесь «совершается» – завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. «Смотрения таинство совершив» [592], Господь возносится на небо, «исполнивый <...> Отеческое благоволение» [593]. И все сие «великое и предивное» соделал Господь «во спасение душ наших» [594]. «Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть. Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество» [595].

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он «взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая» [596], избавив от осуждения человечество [597], разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею [598]. «Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго»[599].

Все исполняется теперь через Христа Отеческого благоволения и «мира» [600], и все приводится к единству – и небесные и земные – Начальником спасения Господом и Спасителем [601]. И теперь мы являемся званными «к небесной жизни» силою ходатайства «истощившагося даже до рабия зрака» Христа Господа, нас возвысившего и прославившего [602]. Самым делом все это еще окончательно не совершилось но, несомненно, совершится. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова (ср. 1Кор. 12,27). Глава – на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно «совершится» мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле. По словам Ангелов при вознесении, Судия живых и мертвых «приидет паки имже образом видите Его идуща на небо» [603], «судити всему миру» [604]. Посему в надежде всеобщего воскресения христиане ожидают «совершения конец» (окончание всего) [605], по обещанию Господню: «Иду уготовати вам место».

<...>

Ав­тор: Гермоген Иванович Шиманский

Видный литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, инженер.

* * *

[587] Вознесение, утреня, 1-й канон, п. 9, 2.

[588] Вознесение, утреня, 2-й канон, п. 9, 3, срав.: п. 8, 3.

[589] Вознесение, великая вечерня, 5-я стихира на литии.

[590] Вознесение, утреня, 1-й канон, п. 3, 2.

[591] Вознесение, утреня, 2-й канон, п. 1, 3; 1-й канон, п. 3, 4.

[592] Вознесение, великая вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах». Срав.: кондак Вознесения.

[593] Пяток 6-й Недели по Пасхе, вечерня, 1-я стихира на стиховне

[594] Вознесение, великая вечерня, 3-я стихира на литии.

[595] Вознесение, утреня, 4-я стихира на хвалитех. Срав.: кондак Вознесения.

[596] Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 3, 2 и п. 8, 2.

[597] Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 5, 1.

[598] Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 7, 1.

[599] Среда 6-й Недели по Пасхе, утреня, канон, п. 1, 3.

[600] Пяток 6-й Недели по Пасхе, утреня, седален 2-й кафизмы.

[601] Пяток 6-й Недели по Пасхе, вечерня, 1-я стихира на стиховне.

[602] Среда 4-й седмицы по Пасхе, утреня, канон, п. 9, 3.

[603] Вознесение, великая вечерня, 3-я стихира на литии.

[604] Вознесение, великая вечерня, 5-я стихира на литии.

[605] Вознесение, утреня, 2-й канон, седален по 3 песне.

Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350, [1] с.