Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября)

Происхождение праздника, его смысл и значение

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский, а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским; в VIII в. – святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».

Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)» [5] Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова [6], а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова [7]. «Пронареченная от родов древних» [8] и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога» [9], Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной [10].

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной – «Ангелов и человеков» [11], ибо из Нее воссияло для всех «Солнце Правды – Христос Бог наш». Это – «день Господень» [12], «Начало нашего спасения»[13], начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение [14]. «Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти [15]. Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей» [16] и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех – Христа Бога [17], «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» – Божие обиталище [18], храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный»[19], «Питательница жизни нашея»[20].

«Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица» (Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне), «храм святый, Божества приятелище, <…> в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств»21. Она – «Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших» [22].

Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам преп. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость» [23]. «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» [24]. В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения» [25], Она – «всех жизнь и очищение» [26], «радости и спасения Ходатаица» [27], «Еюже земная с небесными»[28] соединяются. Она – «клятвы отъятие, благословения подание» [29], «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом» [30].

Святая Церковь в богослужебных песнопениях праздника прославляет высшую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию «мановением всех Создателя и Вседержителя» [31].

«Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяшася ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство. Неплоды бо (Анна) мати показуется (Материю Марии Девы) Девствующия (Которая остается Девой) и по рождестве Зиждителеве. Из Нея же чуждее (человеческое естество) присвояет, и заблуждшим плотию спасение содевает, Иже (есть) естеством Бог – Христос Человеколюбец и Избавитель душ наших» [32].

 <…>

Ав­тор: Гермоген Иванович Шиманский

Видный литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, инженер.

* * *

[5] Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах».

[6] Утреня, 2 канон, 1 песнь, 1 тропарь (далее – п. 1, 1).

[7] Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 2-й канон, п. 4, 2.

[8] Великая вечерня, 1 стихира на литии.

[9] Великая вечерня, 6 стихира на «Господи, воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни.

[10] Утреня, 1-й канон п. 6, 1; великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах» и 2-й канон, п. 9, 3. Икос праздника.

[11] Утреня, светилен на «Слава, и ныне».

[12] Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах».

[13] Великая вечерня, 1 стихира на литии.

[14] Утреня, 2-й канон, п. 5, 1: «Пречистое Гвое рождество, Дево Непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанно и рождение Гвое, Невесто Неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (ибо Бог всего меня воспринял).

[15] Утреня, 1-й канон, п. 8,1 – русский перевод проф. М. Скабаллановича. (Здесь и далее цит. по книге: Скабалланович М. Христианские праздники. Киев, 1916).

[16] Великая вечерня, 1 стихира на стиховне.

[17] Малая вечерня, стихира на «Господи, воззвах» на «Слава, и ныне».

[18] Великая вечерня, 4 стихира на литии.

[19] Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

[20] Малая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: кондак праздника).

[21] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.

[22] Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах».

[23] Слово в день Рождества Богородицы.

[24] Великая вечерня, стихира на стиховне на «Слава, и ныне», срав.: 1 канон, п. 1,3.

[25] Малая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

[26] Малая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах»

[27] Малая вечерня, 1 стихира на стиховне.

[28] Великая вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах».

[29] Великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

[30] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на литии.

[31] Утреня, 2 стихира на хвалитех.

[32] Великая вечерня, 5 стихира на «Господи, воззвах». (Ср.: тропарь праздника).

источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва: Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350, [1] с.