Сретение Господне (2 / 15 февраля)

Происхождение праздника, его смысл и значение

Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV века, а на Западе – с V века, при папе Римском Геласии I (494 г.).

В 543 году, при императоре Юстиниане I, по откровению одному угоднику Божию, в память об избавлении жителей Константинополя и его окресностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии, было постановлено совершать богослужения на Сретение с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами. В память об этих событиях и ныне в некоторых обителях в праздник Сретения совершается перед Литургией крестный ход и лития с пением стихир праздника и канона.

Празднование Сретения Господня совершается 2 февраля, потому что это сороковой день после Рождества Христова (25 декабря).

Этот праздник установлен в память принесения Богомладенца Иисуса Христа в сороковой день по Его Рождении Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм по закону Моисееву, который повелевал всякого первенца мужского пола посвящать Богу и приносить жертвы за очищение матери. Здесь Младенец был встречен старцем Симеоном, пришедшим в храм по внушению Духа Божия, и пророчицей Анной. Праведный Симеон Богоприимец, которому было обещано от Святого Духа, что он не умрет, до тех пор пока не увидит Христа Спасителя, прозревая в Младенце Спасителя мира [97], произнес пророческие слова о себе, Младенце и Богоматери: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал перед лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Пресвятой Деве Марии он предсказал те страдания, которые Ей суждено претерпеть, сострадая Своему Божественному Сыну в Его спасительном подвиге земной жизни и Крестной смерти [98]. Анна пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его (Лк. 2, 22–39).

Событие праздника, его глубокий смысл и значение подробно раскрываются в песнопениях службы праздника, особенно в стихирах вечерни.

«Претружденный» старостью и ожиданием Избавителя, праведный Симеон Богоприимец явился тайным священнопроповедником благодати [99]. «Скажи, Симеоне, – вопрошает Новозаветная Церковь устами песнотворца, – кому ты радуешься и кому говоришь и восклицаешь: ныне я освободился, видел Спасителя моего» [100]. И духом прозрев в Младенце Воплощенного Бога, Симеон в радости восклицает: «Это – Бог, Соприсносущный Отцу, это – Предвечный Свет и Спаситель Господь!» [101]. «Владыко, – говорит старец Симеон, – ныне отпусти мя возвестити (умершему) Адаму, яко видех Отроча (воплощена) непреложна Бога превечнаго и Спаса мира» [102]. Во плоти является миру Тот, Кого провидел Моисей, Кого проповедали Давид и другие пророки и Кого прообразовали многие события Ветхого Завета. «Симеоне, приими (на свои руки) Того, Кого провидел (еще) Моисей под мраком на Синае дающего закон, – теперь Он, воплотившись ради нас, повинуется закону, будучи Сам Законоположником» [103]. «Придем и мы (все верующие), встретим песнями Божественными Христа, приимем Того, Кого провозвестил Давид, говорившего о пророках и вещавшего (к ним) законом» [104].

В стихирах вечерни праздника Церковь раскрывает в краткой, сжатой форме глубокую догматическую истину Божественного истощания. «Безначальное бо Слово Отчее начало приим под леты (во времени), не отступль Своего Божества, от Девы яко Младенец четыредесятодневен, Материю вольне (добровольно) приносится в Церковь законную» [105].

Праведному Симеону одному из первых было дано видеть «еже от века таинство сокровенное, напоследок дней сих явльшееся», увидеть Свет, разоряющий омрачение языческих народов [106] Старец Симеон проповедует всем Бога, «соединившегося с человеками и держит здесь, на земле, руками носимого на Херувимах и воспеваемого Серафимами, – Того, Кому вышние небесные служители с трепетом молятся» [107].

Празднованием Сретения Господня Церковь, исповедуя истиннность того, что «Христос явился миру не мнением, не привидением, но Истиною» [108], обличает, тем самым, тех древних лжеучителей (докетов, монофизитов и иных), которые отвергали в Господе Иисусе Христе человеческое естество, считая его недостойным Бога и неистинным. Сын Божий воплощается, является во плоти Младенцем и, будучи Чистейшим, исполняет закон очищения, «да плоть уверит мне, юже (прият) от Девы» [109]. Исполнение закона Богомладенцем Иисусом означало конец Ветхозаветного закона и начало Новозаветного закона, начало благодатного Царства Христова.

«Ветхий денми» (Дан. 7, 9), Который дал в древности на Синае закон Моисею, Сам Закона Творец [110] – от Бога Бог Слово [111] безначальное Слово Отчее [112], ради нас по бесконечному Своему милосердию воплотившись [113], будучи осмодневен, не возгнушался плотского обрезания [114] и теперь приносится как сорокадневный Младенец в храм Материю, исполняя закон и «законныя клятвы свобождая» [115]. Сам будучи Законоположником, Он явился и Исполнителем закона, «начало изъявляя новыя благодати»[116].

<…>

Ав­тор: Гермоген Иванович Шиманский

Видный литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, инженер.

* * *

 [97] Сретение, великая вечерня, 2 стихира на стиховне.

[98] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.

[99] Утреня, канон, п. 9, 2.

[100] Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

[101] Великая вечерня, 2 стихира на стиховне и на «Слава, и ныне» на стиховне.

[102] Великая вечерня, 3 стихира на стиховне.

[103] Великая вечерня, 2 стихира на «Господи, воззвах».

[104] Великая вечерня, 3 стихира на «Господи, воззвах».

[105] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах».

[106] Великая вечерня, 1 стихира на литии; срав.: тропарь праздника.

[107] Великая вечерня, 3 стихира на литии.

[108] Великая вечерня, стихира на «Слава» на литии.

[109] Утреня, седален.

[110] Великая вечерня, 1 стихира на литии.

[111] Великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

[112] Великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах».

[113] Великая вечерня, 2 стихира на литии и 1 стихира на «Господи, воззвах».

[114] Обрезание Господне, великая вечерня, 1 стихира на «Господи, воззвах».

[115] Великая вечерня, 2 стихира на литии.

[116] Утреня, 2 стихира на хвалитех.

источник: Литургика: Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва: Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350, [1] с.