Подготовительные недели Великого поста (Неделя о мытаре и фарисее)

Неделя о мытаре и фарисее

Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что за Литургией в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14).

Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели – смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели – гордость. «Фарисей тщеславием побеждаемь, и мытарь покаянием преклоняемь, приступиста к Тебе Единому Владыце: но ов убо (но один) похвалився, лишися благих, ов же (другой же) ничтоже вещав, сподобися дарований» [339].

Гордость разрывает общение человека с Богом, общение любви и тем самым изолирует его и от людей, ибо не может быть без любви к Богу и любви к ближнему. Человек становится богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле. Об этом говорится в песнопениях службы: «От возношения испражняется (опустошается) всякое благое, от смирения же потребляется всякое злое» [340]. «Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество» [341]. «От гноища убо страстей смиренный возношается, от высоты же добродетелей низпадает люто всяк высокосердый» [342].

Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы (до «зрака раба»), показал смирение – превосходный путь к прославлению («возношению»), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется [343]. Поэтому «смиренномудрым быти Своим учеником хотя всех Царь, наказуя учаше (поучая, учил) ревновати мытареву воздыханию и смирению» [344].

В песнопениях этой Недели Церковь призывает отвергнуть («отринуть») высокохвальную гордыню, возношение же лютое (пагубное), «великохвальное кичение» и «дмение (надмение) мерзкое», и злейшее фарисеево Богу нелепое свирепство (велеречие) [345] и (призывает) приобретать, стяжевать «высокотворное смирение», «кроткое, смирению соживущее» покаянное чувство сердца и умиление [346].

<...>

Ав­тор: Гермоген Иванович Шиманский

Видный литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, инженер.

* * *

[339] Неделя о Мытаре и фарисее, 2-я стихира на «Господи, воззвах».

[340] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 3.

[341] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 2.

[342] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 1.

[343] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 4, 1.

[344] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 1, 4.

[345] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон п. 1, 3; п. 3, 5; п. 9, 4.

[346] Неделя о Мытаре и фарисее, утреня, канон, п. 3, 4 и 4, 5. 

источник: Литургика: Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва: Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350, [1] с.