Преображение Господне (6/19 августа)

Происхождение праздника, его смысл и значение

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке, как это видно из многих поучений святого Ефрема Сирина и святого Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что истоки его – в предшествовавших трех веках христианства. От VII века сохранилось Слово на Преображение Господне святого Андрея Критского (635–680), в котором Преображение рассматривается не только с догматической точки зрения, но и в смысле широко празднуемого церковного торжества. В VIII веке святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маиумским были составлены стихиры и каноны праздника, которыми Православная Церковь и сегодня прославляет событие Преображения Господа Иисуса Христа.

Праздник посвящен воспоминанию события, случившегося на горе Фавор и описанного у евангелистов Матфея и Луки (Мф. 17, 1–13; Лк. 9, 28–36). Евангельские чтения на утрене и Литургии и песнопения службы праздника дают полное представление об этом событии.

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15–16). Но когда Господь начал открывать ученикам тайну ожидающих Его во Иерусалиме многих страданий и смерти, апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16, 22).

По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его» [309], приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий [310].

И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».

Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника; при этом изъясняется его глубокий догматический и нравственный смысл.

Явившиеся преобразившемуся Господу и с Ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние, господствуяй живыми и мертвыми»; они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков» [311]. И был к апостолам «глас свыше Отечь из облака шумно предсвидетельствующь и глаголющь: «Сей есть, Его же нетленно из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой, …Егоже послах спасти» людей в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества» [312].

Пророки Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божественности Спасителя, но и предвозвещают Его спасительный подвиг и крестные страдания. И поэтому Преображение Господа Иисуса Христа «провозвещало и славное Креста ради спасительное Воскресение», и избавление мира от преступлений [313]. На Фаворской горе Господь Иисус Христос, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа) [314], славу Своего Божества» [315], «являя началобразныя доброты благолепие, и то – не всесовершенно». С одной стороны, уверяя, удостоверяя учеников в Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не како со зраком и еже жити погубят, но якоже можаху вмещати, телесныма очима стерпяще»[316]. Поэтому «Божества Своего (только) малу зарю обнажил» Спаситель [317], скрывая «под плотию сокровенную молнию Своего Существа и Божественного благолепия» [318]. «Создавший невидимыми руками человека по Образу Своему Христос (во время Преображения) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в Образе, но каков Он Сам по Существу (в блистании Божества), будучи Богом и человеком»[319].

В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей.

В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение и милость, и многое милосердие, имже спасл еси мир, грехом погибающий»[320]. В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через Воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображься облистати паки сотворил еси, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость» [321]. «Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее древле естество изменив, просветил еси …и изменением зрака (лица) Твоего, богосоделал (обожил) еси» [322]. «Неприступною славою на горе Фаворстей явлься неизреченно, неодержимый (необъятный) и незаходимый Свет, Отчее сияние, тварь уяснив (создание облистав, просветив), человеки обожи» [323].

В службе на Преображение Господне в стихирах указывается, что небесный голос обращается ко всем, носящим имя Христово. Всем следует преображаться под яркими, животворящими «очами Света Христова», всем следует устраивать свою жизнь по заветам Христа, – слушать Его («Того послушайте»). «От Света пресекий первородный свет, яко во свете дела поют Тя, Христе, Содетеля, …во свете Твоем пути наша направи», то есть Ты, рассеявший первозданное сияние света, чтобы во свете творения воспевали Тебя, Творца своего, во Свете Твоем управи наши пути [324].

Христос показывает Преображением, в лице апостолов, всем Своим последователям: «яко высотою добродетелей (жизни во Христе) облиставше (они) и Божественной славы сподобятся» [325].

 <...>

Чин освящения плодов

После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник совершает каждение плодов, затем читает молитву «во причащении гроздия» («Благослови, Господи») и молитву («Владыко Господи Боже наш») «о приносящих начатки овощей» (см. в Малом и Большом Требнике), после чего, при пении тропаря, окропляет плоды святой водой [326]. Затем – «Буди Имя Господне» и отпуст праздника.

В Успенском соборе Московского Кремля освящение плодов совершалось после отпуста Литургии. Особенностью дня самого праздника Преображения, как и всех Господских праздников (см. Типикон, 15 сентября), является то, что вечером в самый день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и, как сказано выше, поется великий прокимен.

Ав­тор: Гермоген Иванович Шиманский

Видный литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, инженер.

* * *

[309] Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах».

[310] Там же. 1-я стихира на «Господи, воззвах».

[311] Преображение, великая вечерня, стихира на «И ныне» на литии.

[312] Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии.

[313] Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии.

[314] Преображение, великая вечерня, стихира на «Слава, и ныне» на стиховне.

[315] Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на литии.

[316] Преображение, великая вечерня, 3-я стихира на литии.

[317] Преображение, утреня, стих по 50-м псалме.

[318] Преображение, утреня, «Слава, и ныне» на седален по полиелеи.

[319] Преображение, утреня, 2-й канон, п. 5, 2, русский перевод.

[320] Преображение, утреня, 2-я стихира на хвалитех.

[321] Преображение, великая вечерня, 2-я стихира на стиховне.

[322] Преображение, утреня, 1-й канон, п. 3, 1.

[323] Преображение, утреня, 1-й канон, п. 8, 2.

[324] Преображение, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос.

[325] Преображение, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах».

[326] По Требнику Петра Могилы вначале чина освящения плодов читается псалом 66-й, после прочтения молитв начатки «овощей» (плодов) благословляются и освящаются святейшим Именем Бога, в Троице поклоняемого, и кроплением святой воды. При этом священник говорит: «Благословляется и освящается овощие сие кроплением воды сея священныя во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350, [1] с.