Пятая седмица и Пятая неделя Великого Поста
В четверг пятой седмицы на утрене прочитывается весь великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня первой седмицы, а также читается житие преподобной Марии Египетской, представляющее образец истинного покаяния, дающее пример неизреченного милосердия Божия. Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Житие разделено на две части: первая читается после кафизмы; вторая – после 3 песни. Житие преподобной Марии Египетской составил святой Софроний, Патриарх Иерусалимский, а святой Андрей Критский, присланный от Иерусалимского Патриарха Феодора на VI Вселенский Собор (692 г.), принес житие святой Марии вместе со своим каноном. Читать канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской в четверг пятой седмицы установлено со времени VI Вселенского Собора.
В среду 5 седмицы на вечерне кроме обычных стихир на «Господи, воззвах» поются также 24 покаянных стихиры – творение святого Андрей Критского. Стихиры имеют одно и то же окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
В четверг по случаю чтения великого канона служится Литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», то есть не великопостный. Если в четверг или в среду 5 седмицы случится праздник Благовещения, то чтение Великого канона переносится на вторник, и тогда во вторник совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Суббота 5 седмицы называется субботой акафиста, сама же служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрене читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя во дни поста от нападения сарацин и скифов в 626 году.
Акафист прочитывается по частям – четырьмя частями по 3 икоса и по 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16 кафизмы и малой ектении; вторая часть – после 17 кафизмы («Непорочны») и малой ектении; третья часть – после 3 песни канона и малой ектении; четвертая часть – после 6 песни и малой ектении.
Каждое чтение начинается и завершается пением «Взбранной Воеводе». На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма. В конце утрени поется великое славословие.
В пятую Неделю Великого Поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (ум. в 522 г.) и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренно кающимся.
В песнопениях канона этой Недели, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы «Ваий» раскрывается смысл притчи о богаче и Лазаре, дабы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь призывает христиан «избегать немилосердия и бесчеловечия богача, а также ревновать терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а правда и воздержание со святостию» и милосердием.
<…>
Автор: Гермоген Иванович Шиманский
Видный литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, инженер.
источник: Литургика: Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва: Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350, [1] с.