Лазарева суббота 2022 г
16 апреля в Лазареву субботу, Божественную Литургию в обители, отслужил Вениамин, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский.
Тексты на Литургии:
Послание апостола Павла к Евреям (Евр.12:28 — 13:8)
Евангелие по Иоанну (Ин.11:1-45)
Тропарь в Лазареву субботу, глас 1
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!».
Кондак в Лазареву субботу, глас 2
Всех ра́дость Христо́с, и́стина, свет,/ живо́т, и ми́ра воскресе́ние,/ су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию,/ и бысть о́браз воскресе́ния,// всем подая́ боже́ственное оставле́ние.
Перевод: Христос, всем радость, истина, свет, жизнь миру, воскресение, на земле живущим явился по Своей благости и стал образом воскресения, всем подавая Божественное прощение.
Тропарь праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому, глас 4
Я́ко вели́ко сокро́вище и бога́тство некрадо́мо/ к нам прии́де из Ки́пра, Ла́заре,/ Про́мыслом всех Бо́га, повеле́нием царя́ благочести́ва,/ подая́ чту́щим тя исцеле́ния да́ром,/ избавля́я от бед и от вся́каго вре́да,/ ве́рою взыва́ющих ти:// спаси́ всех моли́твами свои́ми, Ла́заре о́тче наш.
Перевод: Как великое сокровище и богатство, которое невозможно украсть, к нам пришел ты с Кипра, Лазарь, Божиим Промыслом и повелением благочестивого царя, подавая почитающим тебя дары исцелений, избавляя от несчастий и от всяческих бедствий, с верой взывающих к тебе: «Спаси всех молитвами своими, Лазарь, отче наш».
Кондак праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому , глас 8
Взы́де, я́ко звезда́ пресве́тлая,/ от Ки́пра честны́я мо́щи твоя́, Ла́заре,/ Ца́рствующий град освяща́ющи и христолюби́ваго царя́ веселя́щи/ и лю́ди своя́ обогаща́ющи,/ тобо́ю благода́ть исцеле́ния подаю́щи, ве́рно зову́щим ти:// ра́дуйся, Ла́заре, дру́же Бо́жий.
Перевод: Как преяркая звезда восходит на небе, так появились с Кипра почитаемые мощи твои, Лазарь, освящающие царствующий город [Константинополь], радующие преданного Христу царя и всех верующих обогащающие, подающие через тебя благодать исцеления, с верою призывающим тебя: «Радуйся Лазарь, друг Божий».
Историческое содержание
С Лазаревой субботы церковные песнопения начинают вести верующих по стопам Господа. Времени Его земной жизни осталось менее недели. Час великого Исхода близок. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…», – слышим мы пение праздничного тропаря.
«Воскрешение Лазаря – последнее великое чудо Христа, последний отблеск Славы Его перед ночью страстей. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Видишь буквально каждый штрих: робость учеников, их колебания и, наконец, решимость идти навстречу опасности. Иисус с глазами, полными слез, у гробницы; сёстры, подавленные горем; смущение Марфы, отваленный камень и властный призыв, услышанный в иных мирах: «Выйди, Лазарь!» Безмолвная фигура в саване на пороге склепа… Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, объявляет Себя ее победителем»[1].
Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Поэтому данному событию посвящена суббота шестой седмицы Великого поста (суббота Лазарева), перед праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным воскресеньем). Ради точности следует заметить, что здесь богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим (см. Ин.11:54.)
Сам же «Лазарь Четверодневный», или «друг Божий», – это гостеприимный житель Вифании (предместья Иерусалима), брат Марфы и Марии, в доме которого останавливался Иисус Христос (Лк.10:38-41; Ин.12:1-2). Его воскрешение из мертвых на четвертый день (отсюда прозвание), совершенное Христом в форме публичного мессианского «знамения», стало для иудейских властей, опасавшихся религиозных волнений, последним аргументом в пользу немедленной над Ним расправы (Ин.11:47-53).
Согласно церковному преданию, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и умер в сане епископа Китиона (о. Кипр). В конце IX в. его мощи перенесли в Константинополь. Память – 17/30 октября и в субботу Лазареву.
Юрий Рубан
Литература
Кассиан (Безобразов), еп. Воскрешение Лазаря и Воскресение Иисуса Христа // Путь. Париж, 1929. № 16; Раин А. П. Воскресение Лазаря // Странник. 1904. № 3.
[1] Другой возможный перевод: «иметь благодарность».
Проповедь дня
Слово в Лазареву субботу
Нынешний праздник можно назвать праздником дружбы. Иисус говорит: Лазарь, друг Наш, уснул (Ин. 11: 11), и спешит в Вифанию, несмотря на опасность для Своей жизни от иудеев. Ученики говорят также: Пойдем и мы умрем с ним (Ин. 11: 16), то есть говорят то, что могла внушать только самая пламенная дружба к Лазарю. О Марфе и Марии, сестрах его, невоз- можно и сомневаться: их душа и сердце как бы погребены вместе с братом и другом. Сами фарисеи, забыв свои лицемерные виды и расчеты, пришли в Вифанию не для чего другого, как для утешения сестер в смерти брата. А при гробе Лазаря Иисус даже прослезился. И конечно,не от уныния и печали, ибо сейчас скажет: Лазарь! Иди вон (Ин.11:43), а от любви и дружбы, которым и на одну минуту тяжело видеть Своего возлюбленного в гробу, среди праха и тления. Потому-то сами иудеи заговорят: Смотри, как Он любил его (Ин.11:36). Итак, нынешний праздник можно, по всей справедливости, назвать праздником дружбы.
Поэтому именно теперь самый удобный случай наблюдать, как Господь поступает со Своими друзьями и возлюбленными. Сильно ли Он любит их? Так любит, что проливает слезы на их гробе. Иисус не плакал на Своем Кресте, а над Лазарем плачет. И он сделал для него то, чего не делал ни для кого, ибо воскресил его из мертвых, уже четырехдневного* и смердящего.
Но эта любовь делает ли друзей Господа вовсе неприкосновенными ни для какой скорби и искушений? Напротив. Из примера Лазаря и сестер его особенно видно, что Господь, кого любит, того наказывает, как справедливо замечено апостолом Павлом (Евр. 12: 6). Ибо смотрите: вот семейство, которое Господь постоянно отличал Своим вниманием, в котором всегда находил дружеский приют и успокоение во время пребывания Своего в Иерусалиме, которому явил столько знаков Своей благорасположенности, так что оно само уже нисколько не сомневалось в любви Его, а возлагало на Него полную надежду во всяком случае. Так и теперь: едва только Лазарь заболел, Ему дали знать об этом в уверенности, что Он немедля явится и возвратит здоровье болящему другу. Семейство святое, чистое, самое близкое к Господу. И однако же какому великому искушению и какой скорби оно теперь подвергается со смертью Лазаря!
Господь, без сомнения, мог отвратить болезнь от Своего друга, но не отвратил; мог сделать ее, по крайней мере, не смертельной, но не сделал; мог поспешить с чудом и прийти в Вифанию на другой или третий день по смерти, но явился на пятый. Почему так и для чего? Потому и для того, чтобы сделать и Лазаря, и сестер его в полной мере орудием славы Божией, дабы дать им и печалью Своей, и болезнью брата, и самой смертью его послужить великому делу спасения человеческого: да прославится через нее Сын Божий! (Ин.11:4)
Так поступает Господь с друзьями и ближними Своими! Он блюдет их как зеницу ока, без Его воли не падает с главы их ни одного волоса, но это не значит, что он непрестанно одаривает их только благодеяниями, что увеселяет и питает их сладостями, как поступают с детьми своими сердобольные, но неразумные матери, портя таким образом их нрав, приучая к изнеженности и роскоши. Нет, Господь премудр и не может поступать таким образом. Он смотрит не на удовольствие, а на истинную пользу любящих Ero и любимых Им и для совершенствования их в вере, любви, смирении и преданности нередко посылает им такие искушения, каких не видят над собой грешники. Например, у кого из грешников Господь когда-либо требовал в жертву Себе сына? А у Авраама требовал. Кто был Ему любезнее двенадцати учеников Его? И все они скончались за имя Его среди мучений: иной от меча, иной от креста, иной от камней. Все это не только по любви их к Господу, но и по любви к ним Господа. Ибо для Него, как Всемогущего, ничего не стоило отвратить от них все искушения, окружить их даже всеми видами счастья земного, но Он не сделал этого, а, напротив, попустил обрушиться на них всем бедствиям, да перенесением их взойдут на большую высоту и достигнут светлейших венцов. Потому что ничто так не делает человека чистым, ничто так не возвышает его в духе и не приближает к Богу, как мужественное перенесение скорбей и напастей.
Перестанем же, братья мои, соблазняться и недоумевать, если видим, что кто-либо из верных рабов Божиих не имеет успеха в земных делах своих, терпит нападение или клевету, страдает от болезни и других зол. И напротив, ужаснемся и пожалеем, когда встретим счастливого во всем нечестивца, высящегося, словно кедр ливанский (см. Пc.36:35). Ибо это значит, что он как неисправимый предоставлен уже самому себе и, по выражению Писания, получает, подобно богачу евангельскому, доброе в своей жизни, дабы по смерти идти прямо в огонь геенский (см Лк.16:19-25).
Перестанем унывать и отчаиваться, когда, несмотря на чистоту рук и правоту путей наших, посетит нас какая-либо горесть и потеря. Напротив, если мы хотим быть воистину рабами Господними, то должны в этом случае не падать, а возвышаться в духе, утешаясь той мыслью, что Господь взирает на нас уже не как на малых детей, не способных ни к какому трудному опыту и подвигу, а как на возросших, от которых с благонадежностью можно ожидать и требовать жертв и усилий. А для этого утвердим навсегда в душе нашей мысль, что все горести и напасти земные, как бы велики они ни были, если переносятся надлежащим образом, то есть со смирением, верой и преданностью себя в волю Божию, то никогда и ни в чем не могут повредить нам, а всегда доставляют великую пользу душевную.
Хотите знать какую? Ту, что ослабляет в нас плотского человека, этого опаснейшего врага нашего спасения. Ту, что подавляет в нас приверженность к благам мира и его нечестивым утехам и обращает мысли наши к Небу и вечности. Ту пользу, что приближает нас к Богу, заставляя в Нем одном, как неизменном и вечном, искать для себя опоры и утешения. Ту, наконец, что видимо уподобляет нас Господу и Спасителю нашему, Который во время бытия Своего на земле не царствовал и не блаженствовал, хотя имел на это полное право, а ежедневно лишался, терпел и страдал ради спасения нашего. Аминь.
* Здесь: пребывавшего в гробу в течение четырех дней.
(святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский)
Источник: Поклоняемся Страстем Твоим, Христе. Сборник слов и бесед на Страстную седмицу/святитель Иннокентий Херсонский / Москва — издательство: приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище 2012. — 3 с.
Божественная Литургия в Лазареву субботу 16 апреля 2022