Пятая седмица Великого поста, Преподобной Марии Египетской 2022 г

Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.

Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.

Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3

Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.

Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная.

Ин кондак преподобной Марии Египетской, глас 4

Греха́ мглы избежа́вши,/ покая́ния све́том озари́вши твое́ се́рдце, сла́вная,/ пришла́ еси́ ко Христу́,/ Сего́ Всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь/ Моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́./ Отону́дуже и прегреше́ний обрела́ еси́ оставле́ние,// и со А́нгелы при́сно сра́дуешися.

Перевод: Избежав мглы греха, озарив светом покаяния свое сердце, достойная славы, пришла ты ко Христу, Его же Всенепорочную и святую Матерь сделала своей милостивой Молитвенницей. Потому и получила прощение прегрешений и всегда радуешься вместе с Ангелами.

Житие Марии Египетской

Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним.

Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать. Не только толпа верующих оттесняла ее от входа, но и какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Она попробовала войти один, второй, третий раз, но когда и в четвертый раз ей что-то помешало оказаться в храме, женщина отступила. Обессилевшая, она растеряно стояла у входа и задавалась вопросом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напрашивался сам собой. Осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремится, поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню, Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». И вот она чувствует, что молитва услышана. Преображенная Мария у Креста Господня. Лицо залито слезами. Слезы нескончаемым потоком текут по уставшими глазам, а в голове вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить прощение?» Также неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретаешь блаженный покой».

За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище.

Поэтому, когда монах Зосима — очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека.

Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени, назвала его пресвитером и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило.

Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех.

Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.

Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу, лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.

Проповедь дня

Крестовоздвиженский храм, 27 марта 1988 года

Все израильтяне ждали, что придет Мессия и спасет еврейский народ. Но так как в основном они были люди плотские и душевные, то воспринимали это всё буквально. Коли Израиль был в то время порабощен римлянами, значит, Мессия будет освободителем, римлян выгонит, Сам станет царем, Своих учеников, естественно, министрами сделает. И вот Иаков и Иоанн, видя, что Господь их особенно выделяет из других учеников, говорят: сделай нас самыми приближенными к Тебе, самыми высокопоставленными людьми в том грядущем государстве, которое Ты устроишь. Он сказал: вот восхожу в Иерусалим – а они решили: в Иерусалим входит, значит, сейчас Он будет брать власть в Свои руки. Хотя Он говорит им совершенно о другом, но это проходит мимо их ушей, совершенно не застревает. Господь говорил им неоднократно, что Царствие Его не от мира сего, это Царствие духовное, и спасает Он не от всяких политических передряг и порабощения политического, а спасает от порабощения греховного, и эта свобода гораздо важней, гораздо дороже, потому что главное – свобода внутренняя. Но ученики этого вместить не могли.

То же самое часто происходит и с нами. Все приходящие в храм в основном, в своей массе до сих пор никак не усвоят самую главную истину христианства: что Царствие Христово не от мира сего и что Господь пришел на землю, чтобы спасать грешников от греха. Поэтому люди обращаются к Богу во всякой скорби: когда какая-то в душе смута, или в доме ссора, или болезнь, или произошло несчастье с самим, или с дочерью, или еще с каким-то родным человеком, – и просят у Бога успокоения телесного и успокоения душевного; просят, чтобы Господь помог устроить то, что им необходимо в данный момент. Конечно, по молитве этих людей Господь, как любящий Отец, им помогает. И для многих Бог превращается в бюро добрых услуг. Вот у меня болит – значит, надо поставить свечей на такую-то сумму, подать столько-то записок, чтобы болезнь прошла. То есть у людей создается впечатление, что Бог для того и существует, чтобы только нам не болеть, чтобы только мы не дрались, не ругались, не ссорились, чтобы нас на работе никак не ущемляли, чтобы мы скорей квартиру побольше получили и так далее.

Господь говорит Иакову и Иоанну, что Он будет распят, что Его будут бить, что Он будет оплеван, но для них это неважно, им нужно стать двумя самыми главными визирями, министрами. Так же и мы часто не понимаем, что Господь на землю пришел не для того, чтобы нам расширить жилплощадь, не для того, чтобы у нас давление кровяное понизилось, не для того, чтобы у нас в семье порядок самопроизвольно возник, – нет, не для этого. Господь пришел спасти нас от греха, и путь к этому спасению идет через самоотречение: чтобы в это Царствие духовное войти, человек должен кровь свою отдать.

И дальше Господь им говорит: «не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна». Почему они стали негодовать? Не потому, что они не поняли того, что Господь говорил о Своем крестном страдании; не потому, что они не поняли, что путь к Царствию Небесному лежит через страдания, а потому, что они захотели стать выше Иакова и Иоанна, то есть позавидовали им и стали спорить с ними: куда, мол, вы лезете, надо быть более скромными. То есть опять их вопль был не в защиту Господа, а в защиту своих временных интересов.

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Господь тут же воспользовался случаем, чтобы им раскрыть важную христианскую истину, которая заключается вот в чем: Господь может дать нам все то, что мы у Него ищем, но Он пришел на землю совсем не для этого. Господь пришел, чтобы мы из грешников стали святыми, а не просто были счастливыми, беззаботными, богатыми, здоровыми грешниками. Господь пришел, чтобы нас освободить от греха. А для этого мы должны долго и тяжело болеть, для этого мы должны много и тяжко страдать, для этого мы должны много и долго терпеть, потому что без этого невозможно достичь Царствия Небесного.

Почему? Это очень просто объяснить. В Писании сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Поэтому когда у человека все в порядке, заботливая жена, послушные дети, много денег, благоустроенная дача, когда у него ничего не болит, когда у него хорошая должность, когда его все любят и уважают, он невольно начинает думать: какой я молодец, я всего достиг. И начинает всем указывать, начинает всех учить жить: ты вот делай, как я, тогда все у тебя будет хорошо. Но хорошо-то будет только в этой временной жизни, а прошло семьдесят лет, умер человек, и дальше что? Дальше-то хорошо ли будет?

А Господь не этого хочет. Господь хочет, чтобы мы в вечности были блаженны. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Как же достигнуть смирения? Смирения, оказывается, можно достичь только через долготерпение – так апостол Павел пишет. Поэтому нужно долго-долго терпеть скорби, болезни, трудности, заботы, неурядицы. Только тогда человек приходит в состояние смирения, и тогда он может получить благодать Божию. А благодать Божия очищает его душу, потому что от грехов человек сам освободиться не может. Вот, к примеру, я родился склонным ко злу и с помощью воспитания мамочки и папочки и мальчишек во дворе это зло в себе приумножил и, достигнув двадцатипятилетнего возраста, стал очень злым. Как я эту злобу могу победить? Я могу заставить себя вежливо говорить с человеком, который мне неприятен, могу стараться это зло не выражать в словах, могу это зло как-то сдерживать, но стать добрым я не смогу. Я не смогу сам из злого стать добрым, это невозможно, только благодать Божия может сделать человека из злого добрым – Сам Господь придет в сердце человека и его переквасит.

И когда благодать Божия приходит в сердце, с этого момента начинается процесс исправления человека. Это называется прощением грехов. Что значит Бог простил? Это не просто по списку назвать какие-то грехи: грешен объядением, пьянством, тайноядением, сластолюбием, празднословием. Назвал – и мне автоматически грехи прощены. Нет, если ты завтра делаешь то же самое, значит, грехи тебе не прощены. Грех прощен Богом – это значит, что Господь дает благодать и исцеляет от греха. Вот я был сребролюбивый, а теперь смотрю: мне что бумага, что деньги – не различаю. Значит, нет у меня сребролюбия, оно исчезло. Так же и злоба. Был на весь мир зол: все не так, все плохо, и жена плохая, и дети плохие, и теща плохая, и работа плохая, и начальник плохой, и правительство плохое, и транспорт плохо ходит, и дороги скверные, – сплошная злоба и раздражение на всё и на вся. А пришла благодать Божия – и я всем рад и всему рад, и за все Бога благодарю, и в каждом явлении вижу только хорошее. Вот есть у человека какие-то недостатки, но я обращаюсь к тому добру, которое в нем есть, вижу больше именно добро, оно уже не заслоняется его недостатками, а еще недавно я видел в этом человеке только недостатки, а добра совсем не видел. Что со мной произошло? Пришла благодать Божия и простила мне этот грех.

Господь хочет нашего спасения, и достичь этого можно только многими скорбями. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», – говорит Писание. Но ученики Христовы – они были еще начинающими учениками – этого не понимали. И мы часто, как начинающие ученики, этого пока не понимаем. Поэтому нам еще предстоит долгий путь, прежде чем мы поймем – и тогда у Бога будем требовать не здоровья, не благополучия, а будем просить у Него Царствия Небесного, будем просить у Него помощи на нашем духовном пути, будем просить духовного сокровища. В Царствии Небесном законы совершенно другие, чем в человеческом обществе. Поэтому Господь приводит этот образ: если ты хочешь быть в Царствии Небесном первым, то на земле ты должен быть самым последним. Господь говорит: у вас да не будет так; надо не стремиться занять первое место, обязательно в чем-то преуспеть земном, а, наоборот, стараться в земном уступить другому, потому что это и есть проявление смирения.

Вот кто-то лезет вперед, без очереди. Можно сказать: вы здесь не стояли. Или кричать: давайте отпускать только по килограмму в руки! Или можно встать и не пускать. Можно так, и так многие и делают, и это вроде бы справедливо. Но человек, который имеет смирение, так не поступит. Он обязательно его пропустит вперед, хотя с точки зрения мирской это глупо. Да, из-за того, что ты пропустил человека, который лезет без очереди, ты потерял свое время – пять минут. Но что ты за эти пять минут приобретешь? Ты приобретешь крупицу смирения, потому что ты потерпишь. Да, он лезет, но мы же не знаем его обстоятельств. Может быть, он спешит, может, ему к больному надо, а там кончится время посещения, и придется скандалить с этими людьми в белых халатах, которые часто готовы растерзать человека, если он на пять минут опоздал. Мало ли что у него, мы же этого не знаем, мы видим только, что человек лезет без очереди.

И если мы это всё потерпим – потерпим свои мысли, свои чувства, смиримся, пропустим его, то мы для Царствия Небесного очень многое приобретем. Возможно, мы не приобретем килограмм яблок, на нас как раз кончатся. Ну и что? Если мы не съедим этот килограмм, ничего с нами не произойдет, мы не станем ни лучше, ни хуже, ни здоровей, ни больней, ни богаче, ни бедней, но зато мы приобретем сокровище духовное. И вот это и важно. Господь об этом и говорит: каждый раз, когда ты смиряешься, этим самым ты делаешь шаг навстречу Богу. Поэтому если ты хочешь быть над всеми властелином, то должен быть всем раб, то есть стараться не людей себе подчинить, а, наоборот, стараться жить так, чтобы как можно большему количеству людей помочь. В этом-то и заключается истинное поведение христианина, которое привлекает благодать Божию.

<…>

Поэтому нам нужно почаще в храм ходить для того, чтобы слово Божие сокрушало твердыню нашего сердца, для того, чтобы слово Божие проникло в нас. Тогда мы поймем, что жизнь, которой мы живем, совершенно неправильна и противоположна тому, что хочет от нас пришедый в мир Христос Спаситель. И хотя мы носим на себе крестики и считаем себя православными, но мы неправильно славим Бога, потому что правильное прославление Бога – это жизнь по заповедям Божиим. И чем скорее мы к этому сознанию придем, тем будет лучше для нас, тем скорее мы познаем Царствие Небесное. Аминь.

(протоиерей Димитрий Смирнов)

Источник: Проповеди. Книга 4. / протоиерей Димитрий Смирнов — Москва: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2007. — 319 с. ISBN: 5-89439-091-5