Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора 2022 г

Тексты на Литургии:

Деяния святых Апостолов (Деян.20:16-18, 28-36)

Евангелие от Иоанна (Ин.17:1-13)

Тропарь Недели святых отцов I Вселенского Собора, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак Недели святых отцов I Вселенского Собора, глас 8

Апо́стол пропове́дание, и оте́ц догма́ты,/ Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины,/ истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

Житие

Па­мять Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью Хри­сто­вой с древ­ней­ших вре­мен. Гос­подь Иисус Хри­стос оста­вил Церк­ви ве­ли­кое обе­то­ва­ние: «Со­здам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют Ее» (Мф.16,18). В этом ра­дост­ном обе­то­ва­нии на­хо­дит­ся про­ро­че­ское ука­за­ние, что, хо­тя жизнь Церк­ви Хри­сто­вой на зем­ле бу­дет про­хо­дить в труд­ной борь­бе с вра­гом спа­се­ния, по­бе­да на Ее сто­роне. Свя­тые му­че­ни­ки за­сви­де­тель­ство­ва­ли ис­тин­ность слов Спа­си­те­ля, пре­тер­пев стра­да­ния за ис­по­ве­да­ние Име­ни Хри­сто­ва, и меч го­ни­те­лей скло­нил­ся пе­ред по­бе­до­нос­ным зна­ме­ни­ем Кре­ста Хри­сто­ва.

С IV ве­ка пре­кра­ти­лись пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан, но внут­ри са­мой Церк­ви воз­ник­ли ере­си, на борь­бу с ко­то­ры­ми Цер­ковь со­зы­ва­ла Все­лен­ские Со­бо­ры. Од­ной из опас­ней­ших ере­сей бы­ло ари­ан­ство. Арий, Алек­сан­дрий­ский пре­сви­тер, был че­ло­ве­ком без­мер­ной гор­ды­ни и че­сто­лю­бия. Он, от­вер­гая Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство Иису­са Хри­ста и Его ра­вен­ство с Бо­гом От­цом, лож­но учил, что Сын Бо­жий не Еди­но­су­щен От­цу, а со­тво­рен От­цом во вре­ме­ни. По­мест­ный Со­бор, со­зван­ный по на­сто­я­нию Алек­сан­дрий­ско­го пат­ри­ар­ха Алек­сандра, осу­дил лже­уче­ние Ария, но тот не по­ко­рил­ся и, на­пи­сав мно­гим епи­ско­пам пись­ма с жа­ло­бой на опре­де­ле­ние По­мест­но­го Со­бо­ра, рас­про­стра­нил свое лже­уче­ние по все­му Во­сто­ку, ибо по­лу­чил под­держ­ку в сво­ем за­блуж­де­нии от неко­то­рых во­сточ­ных епи­ско­пов. Для рас­сле­до­ва­ния воз­ник­шей сму­ты свя­той рав­ноап­о­столь­ный им­пе­ра­тор Кон­стан­тин (па­мять 21 мая) на­пра­вил епи­ско­па Осию Кор­дуб­ско­го и, по­лу­чив от него удо­сто­ве­ре­ние, что ересь Ария на­прав­ле­на про­тив са­мо­го ос­нов­но­го дог­ма­та Хри­сто­вой Церк­ви, ре­шил­ся со­звать Все­лен­ский Со­бор. По при­гла­ше­нию свя­то­го Кон­стан­ти­на в го­род Ни­кею в 325 го­ду со­бра­лись 318 епи­ско­пов – пред­ста­ви­те­лей хри­сти­ан­ских Церк­вей из раз­ных стран.

Сре­ди при­быв­ших епи­ско­пов бы­ло мно­го ис­по­вед­ни­ков, по­стра­дав­ших во вре­мя го­не­ний и но­сив­ших на те­лах сле­ды ис­тя­за­ний. Участ­ни­ка­ми Со­бо­ра бы­ли так­же ве­ли­кие све­тиль­ни­ки Церк­ви – свя­ти­тель Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Мир Ли­кий­ских (па­мять 6 де­каб­ря и 9 мая), свя­ти­тель Спи­ри­дон, епи­скоп Три­ми­фунт­ский (па­мять 12 де­каб­ря) и дру­гие по­чи­та­е­мые Цер­ко­вью свя­тые от­цы.

Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх Алек­сандр при­был со сво­им диа­ко­ном Афа­на­си­ем, впо­след­ствии пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским (па­мять 2 мая), на­зван­ным Ве­ли­ким, как рев­ност­ный бо­рец за чи­сто­ту пра­во­сла­вия. Рав­ноап­о­столь­ный им­пе­ра­тор Кон­стан­тин при­сут­ство­вал на за­се­да­ни­ях Со­бо­ра. В сво­ей ре­чи, про­из­не­сен­ной в от­вет на при­вет­ствие епи­ско­па Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, он ска­зал: «Бог по­мог мне низ­верг­нуть нече­сти­вую власть го­ни­те­лей, но несрав­нен­но при­скорб­нее для ме­ня вся­кой вой­ны, вся­кой кро­во­про­лит­ной бит­вы и несрав­нен­но па­губ­нее внут­рен­няя меж­до­усоб­ная брань в Церк­ви Бо­жи­ей».

Арий, имея сво­и­ми сто­рон­ни­ка­ми 17 епи­ско­пов, дер­жал­ся гор­до, но его уче­ние бы­ло опро­верг­ну­то и он от­лу­чен Со­бо­ром от Церк­ви, а свя­той диа­кон Алек­сан­дрий­ской Церк­ви Афа­на­сий в сво­ей ре­чи окон­ча­тель­но опро­верг бо­го­хуль­ные из­мыш­ле­ния Ария. От­цы Со­бо­ра от­кло­ни­ли сим­вол ве­ры, пред­ло­жен­ный ари­а­на­ми. Был утвер­жден пра­во­слав­ный Сим­вол ве­ры. Рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин пред­ло­жил Со­бо­ру вне­сти в текст Сим­во­ла ве­ры сло­во «Еди­но­сущ­ный», ко­то­рое он ча­сто слы­шал в ре­чах епи­ско­пов. От­цы Со­бо­ра еди­но­душ­но при­ня­ли это пред­ло­же­ние. В Ни­кей­ском Сим­во­ле свя­тые от­цы сфор­му­ли­ро­ва­ли апо­столь­ское уче­ние о Бо­же­ствен­ном до­сто­ин­стве Вто­ро­го Ли­ца Пре­свя­той Тро­и­цы – Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ересь Ария, как за­блуж­де­ние гор­до­го ра­зу­ма, бы­ла об­ли­че­на и от­верг­ну­та. По­сле ре­ше­ния глав­но­го дог­ма­ти­че­ско­го во­про­са Со­бор уста­но­вил так­же два­дцать ка­но­нов (пра­вил) по во­про­сам цер­ков­но­го управ­ле­ния и дис­ци­пли­ны. Был ре­шен во­прос о дне празд­но­ва­ния Свя­той Пас­хи. По­ста­нов­ле­ни­ем Со­бо­ра Свя­тая Пас­ха долж­на празд­но­вать­ся хри­сти­а­на­ми не в один день с иудей­ской и непре­мен­но в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия (ко­то­рый в 325 го­ду при­хо­дил­ся на 22 мар­та).

Проповедь дня

Воскресение. О единосущии Отца и Сына

Неделя святых отцев Первого Вселенского Собора (325).

Сегодня, в воскресенье перед праздником Троицы, – память святых отцов Первого Вселенского Собора. Перед праздником Троицы мы прославляем тех, кто обличил арианскую ересь и научил нас православно исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную.

Арианство родилось, как рождаются все лжеучения. Гордый ум говорит: «Я не могу этого понять, а значит, этого не может быть». И Арий стал учить, что истинный Бог – лишь Бог Отец, а Сын только подобен Ему. Это учение более понятно для ума, и оно увлекло многих.

Когда-то Апостол Павел сказал пастырям Церкви: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Так потом и пошло, и во все времена приходилось оберегать Христовых овец от лютых волков. Именно от волков. Кто привносит ложь в учение о Боге, тот поистине губит души. Всякая ложь о Боге уродует всю духовную жизнь, и незаметно направляет человека совсем в другую сторону.

И святые Отцы Церкви на Первом Вселенском Соборе не свое личное мнение противопоставили мнению ариан, но тщательно рассмотрели Божественное Писание. А там во многих местах и прямо, и косвенно говорится о единосущии Бога Отца и Бога Сына. Вот и сегодня мы читали слова молитвы Сына к Отцу. Казалось бы, если молитва, значит, молящийся ниже того, кому молится. Но вспомним, какими словами молился Иисус, например, перед воскрешением Лазаря:

«Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня» (Ин.11:41–42). Еще прежде просьбы – уже благодарит, как будто все, о чем Он собирается просить, уже совершилось. Так и в сегодняшней молитве. Сначала Он говорит: «Отче! …прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». То есть прославление Сына – условие прославления Отца. И тут же продолжает: «Я прославил Тебя на земле». «И ныне прославь Меня Ты, Отче». А здесь – прославление Отца – условие прославления Сына.

Также и когда Господь молится о людях, Он говорит: «Они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое». Как будто все верные всегда принадлежали только Отцу; Отец Сам все открыл им, и они должны только сохранить это. Но тут же видим, что знание об Отце люди получили только от Сына: «Я открыл имя Твое человекам», «слова, которые Ты дал Мне, Я передал им» (Ин.17:6, 8). И именно Сын должен дать им «жизнь вечную». «Они Твои», – говорит Господь о людях Божиих, и в то же время молит за них Отца, словно они только Ему, Сыну, принадлежат, и еще чужды Отцу. И здесь нет противоречия. Просто логика здесь не земная, а Божественная, небесная.

У Лиц Святой Троицы одна воля, одна жизнь. Хотя Бог Сын и принял человеческое естество, но Он остался совершенным Богом, и между Ним и Отцом, как и прежде, нет ни малейшего расстояния. Нет также ни малейшего промежутка времени между просьбой и выполнением ее. Господь просто, с полным жертвенным послушанием исповедует: «И все Мое Твое», и тут же с полным сыновним дерзновением продолжает: «и Твое Мое». И поэтому святая церковь торжественно исповедует Бога Сына единосущным Богу Отцу.

Казалось бы, что такое одно слово? Но в нем – живой источник христианской надежды. Потому что лишь Сам Бог, соединившись во Христе с человеческой природой, мог уврачевать ее, воскресить и вознести на небо.

Будем же молитвенно прославлять и благодарить тех, кто не дал помрачить истину и сохранил для нас путь к Богу во всей первоначальной чистоте.

(протоиерей Вячеслав Резников)

Источник: Полный круг проповедей на ежедневные Апостольские и Евангельские чтения / Протоиерей Вячеслав Резников. – Изд. 2-е испр. — Москва : Изд. Держава XXI век, 2011. — 606 с.

Первый Вселенский Собор