Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) 2022 г

8 апреля в пятницу вечером в храмах будет прочитан акафист Пресвятой Богородице.

Немного об Акафисте. Мы сейчас называем акафистом целый жанр песнопений, но на протяжении многих веков Акафист был один – Божией Матери, написанный в VII веке. И только в XIV веке (то есть только через семь веков) появились другие акафисты – Иисусу Сладчайшему, Святителю Николаю и т. д. Авторство Акафиста Богородице до сих пор не установлено. Некоторые его приписывают еретику-монофелиту патриарху Сергию, некоторые – его секретарю, многие думают, что он написан раньше – святым Романом Сладкопевцем. 

 Может показаться странным, но самая известная часть Акафиста – кондак «Взбранной Воеводе», с которого он и начинается, с основным содержанием Акафиста не связан, а был добавлен позднее, в VIII веке. Также многие исследователи считают, что и многочисленные «радуйся» были добавлены уже после его написания. 

 Акафист состоит из 24 строф, в славянской традиции мы их называем кондаки и икосы, в греческой же традиции они именуются икосами. Такое количество строф обусловлено количеством букв греческого алфавита. В оригинале первая строфа начинается со слова «Ангел», первое слово каждой новой строфы – со следующей буквы алфавита, таким образом получается алфавитный акростих. 

 Первоначально этот акафист употреблялся в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее его стали петь в субботу пятой недели Великого поста. Это, во-первых, связано с тем, что в субботу в Константинополе еженедельно совершали праздник и торжественный крестный ход в честь Богородицы, а во-вторых, с тем, что, по преданию, после прочтения Акафиста в 5-ю субботу Великого поста была снята осада Константинополя аварами в 626 году. 

 автор: Александр Адоменас

Проповедь дня

Слово пятое, в субботу.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице.

По избавлении от зол и бедствий радоваться и приносить благодарения всего естественнее и приятнее. Но знаете ли, братии, над кем и в чью пользу совершена победа, которую мы Взбранной Воеводе возносим теперь благодарения? Она совершена, как повествует история, в пользу, греков и престольного града их — Константинополя, страдавшего от жестокой осады, совершена над каганом, вождем скифов, в числе которых, по всей вероятности, были и наши предки. Таким образом, мы благодарим за чуждое для нас благодеяние, торжествуем собственное наше поражение! Что это значит? То, что христианская вера и в этом отношении, как во многих других, переменила порядок вещей и научила смотреть на события иначе: мудрость мира почитать глупостью, а «неразумность» креста единственной мудростью; слезы покаяния вменять в источник блаженства духовного, а радости и смехи мирские — во зло и пагубу; лишениями дорожить прежде богатства, страданиями хвалиться, в унижении торжествовать. Если бы мы до сих пор оставались во тьме язычества, то воспоминание о чудесном поражении предков наших под стенами Константинополя составило бы предмет печали общественной и сетования; но поскольку мы благодатью Божией изведены из этой тьмы в чудный свет христианства, то вспоминаем его с нашими победителями, благодарим — за собственное поражение! И поступая таким образом, поступаем совершенно справедливо; ибо в лице помраченных тьмой язычества предков наших по плоти, неверие устремлялось против веры, дикая свирепость — против гражданского устройства, алчность добычи — мирной собственности. Напротив, в лице жителей Константинополя (которые суть также предки наши по вере) через ниспослание им чудесной помощи свыше награждено упование на Бога и молитва: такие добродетели, которыми и мы живем и дышим, от которых ожидаем спасения временного и вечного.

Торжество веры, где бы оно ни открылось, есть торжество всех верующих; награда пламенной молитвы, на кого бы она ни низошла, есть награда всем истинно молящимся; победа христианства, в каком бы то ни было виде, есть общая всем христианам победа. Поэтому нисколько не удивительно, что мы празднуем теперь, некоторым образом, собственное наше поражение. Это совершенно в духе нашей святой веры; ибо дух истинного христианства в том и состоит, чтобы всегда  торжествовать победу над самими собой. Раскроем эту мысль в честь Взбранной Воеводы нашей, которая и в этой внутренней брани есть лучший Вождь и Помощник.

Святая вера наша, братие, происходя от Бога любви и мира, вся исполнена благодати и щедрот, но вместе с тем она приводит с собой жестокую брань. Христианин должен не воздавать злом на зло (см. Рим.12: 17), любить самих врагов (см. Мф. 5: 44), молиться за самих расспина-телей (см. Лк. 23:34); но вместе с тем он должен быть всегда воином и победителем. Не думайте, —говорил Сам Господь и Спаситель наш, — что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10:34). И в другом месте, приглашая к мужеству и борьбе на брани духовной, он же сам говорит: Мужайтесь, то есть, стойте и сражайтесь мужественно, Я победил мир (Ин. 16: 33). Апостолы Христовы также весьма часто призывают к духовной брани, предлагают для того всякого рода оружия, дают советы, ободряют мужество, указывают на венцы, уготованные победителям; христианин у них есть воин, от колыбели до гроба.

Что же это за брань, которую приводит с собой наша вера святая? Что это за победа, к которой должен стремиться каждый христианин? Это брань человека с самим собою; это победа над страстями и плотью, над всем, что в нас есть враждебного Богу и нам самим. Христианин должен, во-первых, победить мир с его прелестями, соблазнaми, могуществом, лукавством и заразительной нечистотой. Он должен победить духов злобы поднебесных, с их невиимыми и видимыми нападениями. Но главное поле брани для христианина есть собственное его сердце. Внешние враги немного значат для него, если внутри нет мятежа; нападения извне пагубны только тогда, когда в самом человеке есть предатели. И против этого-то домашнего зла должны быть устремлены все силы и все мужество христианина. Идти против своих любимых привычек, против требований своей плоти, против желаний собственного сердца часто труднее, нежели идти против тьмы врагов: но надобно идти! Кто не ведет этой внутренней брани, тот христианин по одному имени. Только победа над самими собой делает нас истинными христианами. Без этого христианство и человек остаются чуждыми друг другу. Без этого нет и не может быть спасения!

Для совершенного убеждения в этой важной истине стоит только вспомнить, в каком состоянии теперь человек и для чего нам дана святая вера наша. Она дана для нашего спасения, для того, чтобы избавить каждого из нас от тех ужасных зол, которые обременяют всех и каждого.

Но в чем состоит сущность этих зол и бедствий, от которых христианство должно освободить нас? Главным образом в том, что мы в рабстве, в плену, в крайнем утеснении и нищете. Кто враг и притеснитель наш? Грех, чувства и страсти. Они господствуют в нас, все прочее покорствует им и страдает. Страдает ум, наполняясь ложью, обманами, истощаясь в служении пороку; страдает воля, двигаясь непрестанно по ветру чувственных пожеланий и страстей; страдает свобода, не имея силы обратиться к закону и следуя слепо за чувствами; страдает тело от неестественных наслаждений, хотя живущий в нас грех всего более греет и питает его.

После этого как спасти нас, если не бранью с самими собой — с тем, что в нас есть враждебного нам самим? И что другое остается делать святой вере нашей, как не доставлять нам средства к тому, чтобы выходить из этой брани победителями? Так действительно и есть! Вникните в существо и состав христианства; и вы тотчас увидите, что в нем все направлено к этой необходимой цели, — к тому, чтобы освободить человека от плена страстей, от рабства чувств, от унижения духа под владычеством плоти; а поскольку источник и вместилище этого зла в нем самом, — чтобы сделать его победителем над собой.

Именно поэтому христианин на многое смотрит совершенно иначе, нежели естественный человек. Что для последнего кажется величайшим злом, например, страдания, бедность, уничижение, ибо все это уязвляет его самолюбие, то самое для первого кажется и должно казаться благом; ибо освобождает его от внутреннего рабства и возвращает к свободе духа.

По этому-то святому закону совершаем мы и настоящее торжество наше несмотря на то, что событие, нами воспоминаемое, несовместимо с народным самолюбием. С самолюбием оно, подлинно, несовместимо; но совершенно совместимо с любовью к Богу, с любовью к ближнему и с чистой любовью к самим себе. Ибо в лице треков, избавленных предстательством Богоматери от осады скифской, награждена вера, упование и молитва: а это те самые добродетели, в которых заключено и наше спасение.

Слух о чудесном поражении воинов под стенами Константинополя, распространившийся между древними предками нашими, без сомнения, содействовал произведению в них уважения к вере христианской, и предрасположил их к оставлению язычества, что потом и последовало сначала частным образом, в некоторых лицах, а потом и во всем народе, при святом Владимире. Поэтому сама вера наша есть, некоторым образом, плод того поражения, которое предки наши потерпели от Взбранной Воеводы.

Не тем ли, братие, с большим усердием должны мы притекать теперь к пречистому образу Этой Воеводы, Которая, избавив греков «от злых», и на наших предков навела злое для того, чтобы привести на них со временем благое, которым пользуемся мы теперь? Но, благодаря Богоматерь за победу над нами внешнюю, не забудем просить о победе над нами внутренней, будучи твердо уверены, что в этой последней победе, над самими собою, состоит и все торжество нашей веры, что от нее зависит само наше спасение. Аминь.

(cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский)

Источник: Се Жених грядет в полунощи. Слова и беседы на Великий пост./святитель Иннокентий Херсонский. / Москва — издательство: сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского (Брянчанинова) 2011. — 392 с.

 Утреня с акафистом Пресвятой Богородице 8 апреля 2022